Центробанк на диване
ЦБ хочет сделать так, чтобы в будущем потребитель вообще не знал, что существует финансовый рынок, заявил первый зампред ЦБ Сергей Швецов. Пока это фантазии, подчеркнул он, но ЦБ рассчитывает, что в будущем боты-консультанты смогут не только советовать людям, какой продукт выгоднее, но и совершать за них часть операций онлайн.
Если ботов среднестатистический россиянин начнет использовать относительно не скоро, то воспользоваться магазином на диване финансовых продуктов можно будет уже до конца года, планирует ЦБ. С помощью его люди смогут круглосуточно в режиме онлайн, не выходя из дома, приобретать финансовые продукты российских банков и финансовых компаний благодаря проекту «Маркетплейс», сообщается на сайте ЦБ.
Сначала с помощью платформы россияне смогут открывать вклады и, возможно, покупать облигации – этот вопрос сейчас обсуждается, сказал Швецов. Затем ассортимент будет расширяться.
Маркетплейс – это система, объединяющая платформы для осуществления финансовых сделок (будут отвечать за расчеты и идентификацию клиентов, а также учет сделок, проведенных на маркетплейсе, в регистраторе финансовых транзакций); витрины для сбора и представления информации о финансовых продуктах; ботов-консультантов для подбора продуктов конечным потребителям – людям.
Регистратор транзакций по запросу клиента будет предоставлять выписки из реестра, также клиент сможет видеть информацию по всем сделкам в личном кабинете. В регистраторе будут учитываться сделки, совершенные только на маркетплейсе, чтобы у потребителя было подтверждение сделки при отсутствии бумажных договоров. Но при желании он сможет записать информацию и о других сделках – например, об открытии вклада в офисе банка.
ЦБ создал группу из заинтересованных участников, рассказала директор департамента развития финансовых рынков ЦБ Елена Чайковская. В нее вошли Московская биржа и ее Национальный расчетный депозитарий, которые будут отвечать за инфраструктуру, а также пять банков-тестировщиков. В ней есть также две витрины – на базе порталов banki.ru (сейчас дает возможность пользователям сравнивать условия продуктов разных банков, но не позволяет проводить сделку) и Fins.money (партнер проекта – БКС). В рабочую группу входят банки «Ак барс», «Центр-инвест», «Зенит», Совкомбанк и Росбанк, сообщается на сайте ассоциации «Россия».
Во второй половине апреля участники рынка протестируют прототип системы, сообщила Чайковская, это будет тестовая среда без движения реальных денег. Тестовая сделка будет выглядеть так: потребитель, сидя дома в кресле, через мобильное приложение одного из агрегаторов сможет увидеть предложение от пяти банков-тестировщиков и нажать кнопку «открыть вклад». Далее потребитель удаленно проходит идентификацию – и в одном из банков открывается вклад. Сделка попадает в регистратор финансовых транзакций и в личном кабинете потребитель видит, что открыт вклад, описывает Чайковская.
Боевую версию платформы (вклады и облигации) ЦБ хочет запустить до конца года, сказала Чайковская. Но реализация проекта зависит и от других инициатив, которые обсуждаются в том числе на площадке ЦБ: запуска системы удаленной идентификации (в планах – в июле 2018 г.), а также стандартизация открытых API (интерфейс создания приложений или набор готовых инструментов, которые могут быть использованы в создании внешних программ).
Без стандартов открытых API, работа над которыми пока только начинается, проект будет довольно куцым: платформа должна быть федеральной, и интеграция должна быть простой и быстрой. Без единых стандартов для всех сделать платформу универсальной не получится, говорит человек, знакомый с ходом реализации проекта. Интерес банков огромный, чем меньше банк, тем больше ему это интересно, спорит партнер Fins.money Илья Силаев. В качестве платформы выступает Мосбиржа, с которой интегрированы многие банки, на первом этапе вопросы с API вряд ли возникнут, отмечает он.
Но для полноценной работы системы нужно подготовить законы о регистраторе финансовых транзакций, финансовых агрегаторах, а также об ответственности разработчиков ботов, перечисляет Чайковская. По словам Швецова, законопроект планируется внести в осеннюю сессию. Госинвестиции в создание элементов маркетплейса не нужны, задача ЦБ – создать регуляторную среду, все остальное – за участниками рынка, обещает Швецов.