Российский авторекорд
Доля автомобилей российской сборки в продажах легковых машин в России в 2017 г. выросла на 4 процентных пункта – с 79 до 83%, говорится в обзоре PwC. Это абсолютный исторический рекорд, во многом он достигнут благодаря политике государства, направленной на повышение локализации производства, отмечает руководитель отдела по сопровождению сделок PwC в России Олег Малышев. Еще в 2012 г. на долю автомобилей, сделанных в России, приходилось 65%, по данным PwC.
Всего в прошлом году продано 1,475 млн легковых автомобилей. Из них на импортированные пришлось 255 000 шт., что на 7% ниже, чем в 2016 г. Продажи машин российских брендов выросли на 14% (22% рынка), а иномарок российской сборки – на 19% (61% рынка).
Лидеры рынка действительно делают ставку на локализованные модели. Например, все легковые модели Hyundai – местного производства, импортируется лишь микроавтобус H-1, отметил представитель автоконцерна.
Все российские хиты продаж Renault производятся в России – Kaptur, Duster, Logan, Sandero и Sandero Stepway, отметил представитель французской компании. По его словам, в 2017 г. доля проданных автомобилей Renault локальной сборки выросла до 99,2% (в 2016 г. было 98,2%, в 2015 г. – 95%). Планы на 2018 г. он не раскрыл. Сейчас Renault импортирует модели Koleos, Dokker, Master, а также электромобили Kangoo Z.E. и Twizy.
Все модели Kia, кроме Picanto, для российского рынка производятся локально, сказано на сайте компании.
Рынок разгоняется
27,5% – на столько год к году выросли продажи легковых и легких коммерческих автомобилей в январе – феврале – до 235 641 машины, свидетельствуют данные АЕБ. «Это впечатляющий момент для рынка, уставшего от плохих новостей, поступавших еще год назад», – отметил председатель комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер. Самой продаваемой моделью, по статистике, вновь стала Kia Rio – за два месяца продан 15 561 автомобиль. Lada Vesta пробыла бестселлером всего месяц.
У Nissan импортируются лишь две модели – Juke и GT-R, отметил представитель импортера. По его словам, компания концентрирует усилия на продвижении кроссоверов Qashqai, X-Trail и Murano российской сборки. Благодаря собственному производству легче контролировать расходы, а значит, и цены на автомобили, также упрощается логистика, добавил представитель Nissan. Планы он также не раскрыл.
Покупатель стал лояльнее относиться к локальной сборке благодаря строгому соблюдению российским производством стандартов импортеров, отмечает председатель правления автомобильной группы «Авилон» Андрей Павлович. Машины местного производства выигрывают за счет более низкой цены, не уступая по качеству импортным, согласен директор дивизиона «Ленинский» ГК «Автоспеццентр» Алексей Забелкин.
Широкое многообразие брендов, моделей и опций, а также активная маркетинговая политика автопроизводителей способствуют тому, чтобы потребность в импорте снижалась, отмечает Малышев.
Спаду продаж произведенных за пределами России автомобилей не помешало даже значительное укрепление рубля в прошлом году – с 67 в 2016 г. до 58 руб. за доллар, пишут авторы отчета из PwC. Большая часть импортных автомобилей – это премиальные бренды, объясняет аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. У многих из них в прошлом году продажи не выросли или даже упали. «Несмотря на то что в целом премиальный сегмент в меньшей степени подвержен негативному влиянию экономического спада, в случае затяжного кризиса начинает проявляться отложенный негативный эффект», – говорится в обзоре PwC. Продажи за 2017 г., по данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), остались прежними или даже упали у пяти брендов – Mercedes (0%), Lexus (-2%), Land Rover (-3%), Porsche (-8%), Audi (-18), а выросли только у трех – Volvo (26%), Infiniti (10%) и BMW (9%).
Впрочем, несмотря на мизерную долю продаж в штуках, в деньгах на «настоящие иномарки» пришлось 38% общих продаж. Больше только у иномарок российской сборки – 52%.
В этом году продажи произведенных за пределами России автомобилей впервые за несколько лет могут вырасти – с 255 000 до 280 000 шт., прогнозирует PwC. При этом доля рынка в штуках сохранится на уровне 2017 г.
Росту продаж может способствовать снижение ввозных таможенных пошлин, объясняет Малышев. Пошлины снижаются согласно подписанному в 2012 г. протоколу о вступлении России в ВТО с 30% в 2012 г. до 15% в 2019 г., напоминает он. В 2018 г. они будут снижены до 17%. Стабилизация цены на нефть и курса рубля также может вызвать рост, но рынок вряд ли достигнет докризисных показателей в текущих условиях, уверен Малышев.
Беспалов не разделяет такого оптимизма. По его мнению, импорт продолжит падать: в 2018 г. – еще на 5%. Сегодня даже премиальные бренды локализуют некоторые модели и инвестируют в производство в России, объясняет эксперт. Кроме того, индексация утилизационного сбора создаст дополнительные барьеры для импорта, добавляет эксперт. С этим согласен Малышев: индексация утилизационного сбора может заставить потребителей покупать локализованные автомобили, если итоговые цены на импорт сильно вырастут.
Но автопроизводители, продающие только импортные автомобили, делают оптимистичные прогнозы на 2018 г. Subaru рассчитывает нарастить продажи на 30%, Suzuki – на 30%, Jaguar и Land Rover – на 10%, Volvo ожидает «двузначный рост», Porsche – сохранить результаты 2017 г., отметили их представители. BMW в 2017 г. импортировала около 40% автомобилей, рассказал представитель марки, в 2018 г. компания надеется продать 35% импортных машин, что соразмерно с 2016 г. BMW делает ставку на модели, которые производятся в России, продолжает представитель компании, это X5, X3 и 5-я серия.