ЕС не хочет лезть в трубу
1 марта юридическая служба Совета ЕС передала Еврокомиссии первую часть своего заключения к проекту поправок в Газовую директиву (2009/73/EC). «Евросоюз не обладает юрисдикцией для распространения требований энергетического законодательства <...> на трубопроводы, пересекающие исключительную экономическую зону государств – членов» союза, говорится в документе. Речь идет о еще не построенных трубах, по которым Европа получает сырье из третьих стран. «Ведомости» ознакомились с заключением, его подлинность подтвердил европейский чиновник.
Нет у ЕС и полномочий, чтобы требовать раздела функций поставщика и транзитера, гарантий доступа к трубе третьих сторон, сказано в заключении. Распространение таких норм на морские газопроводы в пределах исключительных экономических зон стран – участниц ЕС будет противоречить трактовкам статей 56 и 58 Конвенции ООН о морском праве, уже данным Верховным судом, считают юристы Совета ЕС. Основанием для этого не могут стать даже соображения о повышении безопасности поставок, отмечается в документе.
Подготовленное заключение касается только противоречий между законопроектом и практикой применения международного права, отмечается в документе. Отдельно юридическая служба ЕС планирует изучить в том числе и вопрос, ущемляет ли предложенный Еврокомиссией законопроект суверенные права государств – членов ЕС.
Газовая директива – один из основополагающих документов энергетического законодательства Европы. Проект поправок к ней Еврокомиссия (ЕК) опубликовала 8 ноября 2017 г., принять их предполагается до конца 2018 г., говорил председатель ЕК Жан-Клод Юнкер. Но предложение ускорить рассмотрение законопроекта единогласной поддержки не нашло. Германия, например, выступила против поправок, а Польша их поддержала.
Результаты сбора публичных отзывов, который длился до 31 января включительно, тоже продемонстрировали полярные мнения. Из 34 опубликованных Еврокомиссией отзывов только в 12 нет возражений против ускоренного рассмотрения законопроекта (11 из них переданы польскими компаниями и организациями). Остальные мнения так или иначе сводятся к тому, что необходимо всестороннее изучение поправок и их потенциального влияния на рынок.
Дальнейшее обсуждение поправок в Газовую директиву не может продолжаться без детального изучения возможных рисков, согласилась юридическая служба совета: «[Утверждение поправок] может иметь значительные последствия, которые четко не указаны в тексте проекта директивы и не упомянуты в пояснительном меморандуме».
Утверждение законопроекта в первую очередь может коснуться проекта строительства газопровода «Северный поток – 2», который «Газпром» планирует проложить по дну Балтийского моря из России в Германию. Новая труба должна увеличить пропускную способность северного экспортного маршрута российского газа вдвое – до 110 млрд куб. м в год. Стоимость строительства морской части газопровода оценивается в $9,5 млрд.
Заключение юридической службы Совета ЕС снижает вероятность того, что к «Северному потоку – 2» будут применены нормы третьего энергопакета, и ускорит получение необходимых для строительства разрешений, предполагает директор отдела корпораций Fitch Дмитрий Маринченко. «Кроме того, оно может срезонировать с обеспокоенностью отдельных стран и Евросоюза в целом по поводу бесперебойности транзита через Украину. Особенно в свете возобновления газового противостояния между Москвой и Киевом, – рассуждает Маринченко. – Структура поставок газа за последнюю неделю наглядно демонстрирует, что именно «Газпром» сейчас является для Европы «поставщиком последней инстанции» в периоды пикового спроса».
Российские власти развитие нового противостояния «Газпрома» и «Нафтогаза», которое может дойти до разрыва действующих контрактов, не комментируют. «Ситуация подлежит урегулированию в юридической плоскости – ею занимаются юристы», – сообщил 5 марта пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков. «До момента расторжения контракта между «Газпромом» и «Нафтогазом» в судебном порядке транзиту газа через Украину ничто не угрожает», – обещал министр энергетики России Александр Новак 4 марта.
Однако отсутствие надежного транзитного соглашения с Украиной является фундаментальным риском для экспортных поставок и позиции «Газпрома», считают аналитики S&P. Сомнения клиентов относительно надежности поставок снижают привлекательность трубопроводного газа «Газпрома» в сравнении с другими видами топлива и могут повлиять на решения регулирующих органов относительно планируемых «Газпромом» альтернативных маршрутов, отмечают в рейтинговом агентстве.
Возможен компромисс, допускает Маринченко. «Газпрому» могут дать зеленый свет для «Северного потока – 2» в обмен на гарантии продолжения прокачки через Украину. Эта ситуация может быть даже выгодна «Газпрому», считает эксперт. Украинский маршрут может понадобиться для покрытия пикового спроса на газ даже после окончания строительства новых трубопроводов. «Однако, учитывая рост напряженности между Москвой и Киевом по газовой теме, этого компромисса будет достичь весьма непросто», – заключает Маринченко.