Медведь ждет, скиф идет
Министерство культуры передвинуло премьеру фильма «Приключения Паддингтона – 2» на две недели, чтобы у российских картин «Скиф» и «Движение вверх» было меньше конкурентов в прокате, рассказали «Ведомостям» сотрудники трех кинокомпаний со ссылкой на слова чиновников. Минкульт официально объявил новую дату премьеры сиквела о медведе – 1 февраля вместо 18 января – только 17 января, т. е. за день до начала проката. Представитель кинокомпании «Вольга» (прокатчик «Приключений Паддингтона – 2») подтвердил, что Минкульт выдал фильму прокатное удостоверение с 1 февраля, а от других комментариев отказался.
Прокатное удостоверение действует как официальное разрешение на показ фильмов в российских кинотеатрах. Дату премьеры фильма определяют продюсеры и прокатчики картины (последние работают как посредники между продюсерами и кинотеатрами). Но с прошлого года Минкульт получил право выдавать фильму удостоверение на другую дату, если в ту же неделю в прокат выходит картина сходной тематики или предназначенная для схожей аудитории. Как объяснял министр Владимир Мединский, это необходимо, чтобы защитить главные российские премьеры от голливудского кино.
Минкульт официально крайне редко меняет даты премьер, рассказывали «Ведомостям» сотрудники кинокомпаний, чаще всего чиновники неформально договариваются с прокатчиками иностранных картин. В 2017 г. Минкульт сохранил дату премьеры «Форсажа-7» – его прокатчик Universal Pictures и кинотеатры согласились отдать не меньше трети сеансов в день отечественной картине «Время первых» Тимура Бекмамбетова.
Переговоры о переносе проката чиновники обычно начинают заранее, говорят собеседники «Ведомостей», никогда прежде Минкульт не объявлял прокатчику новую дату премьеры за день до прежней.
В начале недели другая кинокомпания – российское подразделение 20th Century Fox – сообщила кинотеатрам, что по требованию Минкульта переносит на неделю, т. е. с 25 января на то же 1 февраля, премьеру картины «Бегущий в лабиринте: Лекарство от смерти». Представитель 20th Century Fox сообщил, что прокат «Бегущего в лабиринте» может быть перенесен, и от других комментариев отказался.
Основатель СТВ и продюсер фильма «Скиф» Сергей Сельянов заявил «Ведомостям», что никак не обсуждал с чиновниками перенос «Приключений Паддингтона – 2» или «Бегущего в лабиринте». «Это очень разные картины для разной аудитории», – ответил он на вопрос о конкуренции со «Скифом» и истории о медведе в прокате. Продюсер «Движения вверх» Леонид Верещагин также категорически отрицает, что он, другие продюсеры картины, другие люди из «Тритэ» Никиты Михалкова (произвела фильм) обсуждали с чиновниками перенос картин: «Мы точно не авторы этой инициативы». То же говорит директор по прокату «Централ партнершип» Вадим Верещагин (прокатчик «Движения вверх»): «Фильм идет в прокате почти месяц и показывает очень хорошие результаты, у нас нет никакой необходимости в дополнительных агрессивных мерах».
Представитель Минкульта не ответил на запрос «Ведомостей». В письме «Вольге» чиновники сообщили, что сдвигают прокат фильма о медведе, поскольку запрошенная дата премьеры совпадает с началом проката другой картины («Ведомости» ознакомились с копией письма). Какой именно картине мешает «Паддингтон», в письме Минкульта не указано. Скорее всего, «Скифу», премьера – 18 января.
«Движение вверх» идет с конца декабря 2017 г., фильм о советских баскетболистах уже собрал в России больше 1,9 млрд руб. и стал самой кассовой отечественной картиной в истории.
«Скиф» рассказывает историю потомка скифов, ратника Лютобора, на фильм действует ограничение по аудитории – для зрителей старше 18 лет. «Приключения Паддингтона – 2» предназначены для семейной аудитории, это история приключений медведя Паддингтона, который живет в Лондоне в человеческой семье. Кинотеатры до последнего продавали билеты на это кино, убедились «Ведомости»: по данным государственной системы ЕАИС, уже куплено больше 3000 билетов на сумму более 700 000 руб. Наконец, «Бегущий в лабиринте: Лекарство от смерти» – третья часть фантастической франшизы от 20th Century Fox.
Гендиректор одной из крупнейших российских киносетей, «Каро», Ольга Зинякова говорит, что перенос фильма за день до премьеры – крайне неприятная ситуация для кинотеатров: «Мы потеряем часть аудитории, которая собиралась прийти именно на «Паддингтона». И именно нашим сотрудникам придется объяснять посетителям, почему фильм, который сами рекламировали на эти даты, вдруг не идет на экранах». «Каро» пока не понимает, как работать в конце января – начале февраля, добавляет она: «Из-за переносов там скопилось слишком много премьер, которые будут отъедать зрителей друг у друга».