Президент обошелся без предвыборностей
Прошедшая в четверг 13-я большая пресс-конференция Владимира Путина стала для него первой в статусе потенциального кандидата в президенты (о намерении участвовать в выборах-2018 он объявил на прошлой неделе). Но только на один из связанных с выборами вопросов Путин дал прямой ответ.
Планы и обещания
Вопрос о способе выдвижения на выборы прозвучал среди первых, и президент ответил, что будет самовыдвиженцем, так как рассчитывает на поддержку политических сил, разделяющих его взгляды. На вопрос, зачем он идет на выборы, Путин не ответил, лишь кратко описав страну, которую хочет видеть в конце своего четвертого срока: «Россия должна быть устремлена в будущее, она должна быть очень современной, политическая система должна быть гибкой, экономика должна быть построена на высоких технологиях».
На вопрос о будущем нынешнего правительства и о составе следующего Путин ясного ответа не дал, отметив только, что кабинет работает удовлетворительно. Зато развернуто ответил одному из возможных конкурентов, телеведущей Ксении Собчак. Она спросила о реальных причинах недопуска к выборам политика Алексея Навального. Путин, снова не назвав имени оппозиционера, пояснил, что Навальный – это [экс-президент Грузии] Михаил Саакашвили, «только в российском издании», а его радикализм может привести к тому, что и Россия будет жить «от майдана до майдана». При этом дважды президент заверял журналистов, что заинтересован в том, чтобы в России была политическая конкуренция, но с тем, что сейчас такой конкуренции нет, не спорил.
Предвыборную программу Путин представлять не стал, посчитав формат мероприятия для этого неподходящим. Но избиратели все же получили несколько обещаний, самым масштабным из которых стал план налоговой амнистии для 50 млн граждан (подробнее см. стр. 04). Кроме того, президент обещал ввести госрегулирование тарифов на жилищные услуги (сейчас регулируются только коммунальные тарифы), предоставить миллиардную помощь самым дотационным регионам и реструктурировать долги регионов перед федеральным бюджетом и банками.
Ключевой момент
Депутаты Госдумы посчитали ключевым моментом заявление Путина о самовыдвижении.
«Для меня как члена «Единой России» это было самое важное. Разочарования в этом нет, так как с самого начала мы обсуждали, что может быть и такой вариант», – говорит единоросс Евгений Ревенко. То, что пресс-конференция не стала по-настоящему предвыборной, он считает плюсом, а не минусом: «Для презентации предвыборной программы пресс-конференция не то место. Еще будет много подходящих площадок, где он сможет об этом рассказать».
«Единая Россия» «очевидно не является субъектом власти», поэтому Путин и не захотел идти на выборы от нее, полагает Юрий Афонин (КПРФ). Он также обращает внимание на то, что президент не представил никакую социально-экономическую модель [своего четвертого срока], но ответы на эти вопросы, возможно, будут даны во время послания Федеральному собранию, которое, скорее всего, будет оглашено в разгар избирательной кампании.
Михаил Емельянов («Справедливая Россия») тоже выделил заявление о том, что Путин «пойдет на выборы сам и не даст себя приватизировать никакой партии». Очень важно и признание президентом необходимости политической конкуренции, добавляет эсер: «Это значит, что нужно усиливать роль системной оппозиции».
Заготовки на будущее
Ежегодная пресс-конференция – это имитация предвыборных дебатов, в чем-то более жесткая, поскольку исторически роль оппозиции в России выполняют именно СМИ, считает политолог Михаил Виноградов: «Какие-то из заявленных тем могут быть развиты в ходе предвыборной кампании (например, ЖКХ), но все же это в большей степени закрытие 2017 г., а не открытие 2018-го». Пресс-конференция должна была запустить смысловую часть кампании, но не выдать всех заготовок заранее, полагает политолог Андрей Колядин. Рассказать сейчас все, значит, нечего будет рассказывать потом, поясняет он: «Именно поэтому был разговор понемногу обо всем». «Развернутое подведение итогов и вытекающие из этого «шаги в будущее» президент будет презентовать позднее», – согласен руководитель фонда ИСЭПИ Дмитрий Бадовский. Специфика этой пресс-конференции – в «двойственности ее места в текущем политическом плане Кремля», полагает он: «С одной стороны, участие Путина в выборах уже объявлено, с другой – время активной кампании еще не наступило. Важно сохранить основные инициативы, новинки и эмоции на период мобилизации в феврале – марте».
Для избирательной кампании пресс-конференция не была эффективна, уверен эксперт Московского центра Карнеги Андрей Колесников: «Она была похожа на прямую линию, где журналисты и даже не журналисты решали свои проблемы». Путин показывает, что «те, кто говорит о правах человека, не существуют», добавляет эксперт: «Он жестко защитил основы режима. Навальный был приравнен к Саакашвили, Путин дал понять, что на эту тему разговаривать не собирается и будет жестко давить».
В России идут две избирательные кампании: общественная, открытая год назад Навальным, и официозная, начавшаяся с выдвижения Путина, говорит политолог Глеб Павловский. Пресс-конференция хорошо отражала характер официальной кампании и дала представление о ее связи с общественной, считает он: «Диалог был исключен, в этом же стиль нынешней кампании. Путин даже не делает вид, что его будут выбирать среди многих, ему заранее скучно».