Развод за 50 млрд евро
Договоренность Лондона и ЕС снизит политическую напряженность, но не добавит определенности бизнесуВ 40–50 млрд евро обойдется Великобритании соглашение о выходе из ЕС. О его условиях британский премьер-министр Тереза Мэй и председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер объявили в пятницу. Теперь Евросовет должен дать заключение о готовности перейти ко второму этапу переговоров – в первую очередь о будущих торговых отношениях Великобритании и ЕС. На эти переговоры осталось меньше года – страна должна выйти из союза в марте 2019 г. «Это начало конца Brexit», – описывает Оливер Харвей из Deutsche Bank.
Финансовые обязательства страны перед бюджетом ЕС были одним из ключевых пунктов соглашения, без их погашения ЕС отказывался переходить к следующей фазе переговоров. Сумма сделки включает в себя ежегодные выплаты в общеевропейский бюджет (около 17–18 млрд евро), оплату пенсий чиновникам ЕС (около 9–10 млрд), европейских проектов и международной помощи. Это сопоставимо с расходами Великобритании на оборону (49 млрд фунтов) и больше ее трат на транспорт и окружающую среду (35 млрд и 31 млрд соответственно), следует из бюджета страны на 2018–2019 гг. Но сумма неокончательная, пишет FT. С учетом разных потенциальных обязательств, например кредитов ЕС Украине и Ирландии, цена Brexit может вырасти до 55,5–65,5 млрд евро. По расчетам Еврокомиссии, Лондон должен расплатиться в течение нескольких лет – до 2020 г.
Также стороны договорились о сохранении большинства прав примерно 3 млн европейцев, живущих в Великобритании, и 1 млн британцев на континенте. В течение восьми лет британские судьи смогут направлять дела граждан ЕС на рассмотрение в Европейский суд в Люксембурге. Лондон пообещал избежать жесткой границы между Ирландией, входящей в ЕС, и Северной Ирландией в составе Великобритании.
Даже британские официальные лица признают, что условия соглашения близки к изначальным требованиям Брюсселя, отмечает FT. Хотя Лондону удалось добиться, чтобы урегулирование финансовых обязательств не подпадало под прямую юрисдикцию Европейского суда.
Но для бизнеса неопределенность сохраняется. «Не думаю, что что-то сильно изменилось, – сказал FT топ-менеджер крупного американского банка. – На простую часть переговоров потребовался год, теперь остается меньше года на обсуждение трудной».
Если соглашение по переходному периоду не будет заключено к марту 2018 г., большинство компаний в Великобритании отложат инвестиции и наем сотрудников, говорил в ноябре Пол Дрехслер, президент Конфедерации британской промышленности (CBI). Согласно опросу, без такого соглашения 60% членов CBI подготовят планы на случай жесткого Brexit. «Мы готовимся к жесткому Brexit, нужно сделать так, чтобы после него наше брокерско-дилерское подразделение продолжало оказывать услуги в ЕС», – сказал в ноябре Джим Коулес, гендиректор Citigroup в регионе EMEA (Европа, Ближний Восток, Африка).
По словам Мишеля Барнье, курирующего переговоры со стороны ЕС, Великобритания может заключить с блоком торговое соглашение в стиле Канады. Оно, впрочем, в основном касается товаров, а не услуг, на долю которых приходится около 80% ВВП Великобритании и около 70% экспорта, и сильно отличается от свободного доступа к единому рынку. Дрехслер заявлял, что соглашение о торговле с ЕС должно включать и сектор услуг. На достижение договоренности с Канадой у ЕС ушло семь лет.
Выступление Мэй и Юнкера не сильно повлияло на фунт стерлингов. Если в четверг он укрепился на 0,6% к доллару, так как инвесторы ждали объявления о соглашении, то в пятницу сначала вырос до $1,35, а затем потерял 0,7%, опустившись до $1,33. Зато двухлетние облигации побили рекорд, достигнув максимума июня 2016 г. в 0,567%. Сделка поможет уменьшить волатильность фунта в ближайшие месяцы, пишет FT. «Чувствительность рынков к переговорам о Brexit должна сильно снизиться», – говорит Джордан Рочестер из Nomura.
Исправленная версия. Уточнен срок выхода Великобритании из Евросоюза.