Онлайн-заказ уборки квартир Qlean привлек инвестиции AddVenture
C третьей попытки сервис надеется выйти на прибыльВенчурный фонд AddVenture инвестировал $4,5 млн в онлайн-сервис уборки квартир Qlean, сообщили представитель компании и управляющий директор фонда Максим Медведев.
Фонд уже дважды вкладывался в стартап: в марте 2015 г. в сервис вложили $1,2 млн, в марте 2016 г. – $3,5 млн, получив оценку в $14,5 млн, говорит совладелец Qlean Артем Ишонин. Сейчас он оценивает сервис не ниже $50 млн. Медведев более оптимистичен: его оценка достигает $80 млн.
Сервис тестировал новые продукты, пробовал себя на разных рынках (например, услуг для бизнеса) и оплатил эти эксперименты привлеченными в марте 2016 г. деньгами. Новые инвестиции Qlean потратит на развитие самых успешных идей, рассказывает Медведев. Пока что проект убыточен, но новые продукты должны помочь партнерам получить прибыль до конца II квартала 2018 г., надеются они. А уже будучи прибыльным, в 2018 г. сервис рассчитывает привлечь до $15 млн от новых инвесторов по оценке около $100 млн. Контроль над Qlean остался у основателей проекта, говорит Ишонин.
Венчурный спад
$140 млн составил российский венчурный рынок в 2016 г., говорится в совместном отчете Российской венчурной компании и PwC. В 2015 г. он составлял $990 млн, если не учитывать выход Accel, Kinnevik и Northzone из Avito на сумму $1,2 млрд
Обычно компания проводит около 30 000 уборок в месяц, каждая в среднем приносит от 1350 до 2400 руб., рассказывает Ишонин. Еще Qlean зарабатывает на дополнительных услугах, например доставке ключей, мытье люстр и балкона. В итоге ежемесячный оборот компании достигает 70 млн руб., но с учетом пиковых периодов (например, декабря) в год получается около 1 млрд руб., говорит Ишонин. Маржа сервиса составляет от 28 до 33%, и все свободные деньги компания реинвестирует в развитие.
А внешние инвестиции Qlean привлекает, чтобы не потерять долю быстрорастущего рынка: по оценкам Ишонина, к 2022 г. российский рынок клининга достигнет 60 млрд руб. Сейчас же он не превышает 11 млрд руб. – большую часть потенциальных потребителей нужно еще приучить к услуге, отмечает Ишонин. До 3,5 млрд руб. приходится на Москву, Санкт-Петербург и Екатеринбург.
Конкуренция в столице усилилась – в октябре 2016 г. МГТС запустила свой сервис бытовых услуг и за год выполнила примерно 15 000 заказов, рассказала представитель оператора Татьяна Мартьянова. Объем потребительского рынка Москвы, который интересен МГТС, составляет 6 млрд руб.
Популярность сервиса может быть просто данью моде, предупреждает партнер фонда iTech Capital Алексей Соловьев. Ему не ясны причины, по которым число клиентов непременно будет расти, а уборка через агентство вытеснит многочисленных частников. Технологических предпосылок, которые бы стимулировали рост популярности сервиса, Соловьев также не видит – а вместе с ними и мотивов для инвесторов. Венчурный фонд Target Global инвестировал в подобный сервис в Германии, рассказывает управляющий партнер фонда Михаил Лобанов. Маржа подобного сервиса может колебаться от 25 до 30%, уверен он. Но в сравнении с зарубежными аналогами оценка Qlean в $80 млн завышена, считает Лобанов. Например, игроки из США Handy и Homejoy привлекали инвестиции, по оценкам, более $200 млн. Но эти рынки в 10 раз больше российского, заключает он.