«Яндекс.Маркет» получил скидку

«Яндекс.Маркет» в этом году увлекся экспериментами
«Яндекс.Маркет» в этом году увлекся экспериментами / Андрей Гордеев / Ведомости

Выручка крупнейшей торговой онлайн-площадки в России – «Яндекс.Маркета» за III квартал 2017 г. сократилась впервые за все время, за которое компания раскрывает доход, – на 12% год к году до 1,1 млрд руб., сообщила компания. Весь 2016 год темпы роста оставались двузначными, а замедление стало заметно только в начале этого.

Падение дохода «Яндекс» объясняет попытками улучшить трафик для магазинов, продающих товар на его площадке. Cо II квартала «Яндекс.Маркет» проводит различные эксперименты, позволяющие магазинам-партнерам получать больше заказов, пояснила представитель площадки Екатерина Лебедева. «Яндекс.Маркет» продвигает товары партнеров на внешних сайтах, через которые покупатель обычно попадал в магазин продавца. Но в этом случае конверсия кликов в заказы обычно ниже, чем у кликов с «Яндекс.Маркета», объясняет Лебедева: это зависит от тематики сайта и его аудитории. С конца апреля, кликая по товарному предложению на большинстве внешних площадок, пользователь переходит не на сайт продавца, а к предложению магазина на «Маркете». Нововведения должны повлиять на заказы: по итогам эксперимента в среднем конверсия выросла на 20%, а цена клика – на 7%.

Также с конца 2016 г. «Яндекс.Маркет» активно переходит на новую модель работы: теперь именно на его площадке совершается покупка главных товаров в российской онлайн-коммерции – электроники, бытовой техники, товаров для детей и для животных. Тогда как прежде онлайн-ритейлеры платили «Яндекс.Маркету» за размещение их товаров у него на сайте, откуда покупатели переходили на сайт продавца. Правда, новая схема работы не устроила ряд крупных онлайн-продавцов, которые инвестировали в узнаваемость своего бренда и удержание клиентов. Сейчас на «Яндекс.Маркете» нет предложений от крупнейшего продавца бытовой техники и электроники в России – «М.видео».

Снижение дохода «Яндекс.Маркета» произошло на растущем рынке: по оценке президента Ассоциации компаний интернет-торговли Алексея Федорова, рынок интернет-торговли в России в III квартале вырос минимум на 8%.

Сделка после Нового года

Летом «Яндекс» и Сбербанк подписали соглашение о намерениях создать совместное предприятие на базе «Яндекс.Маркета». Предполагается, что Сбербанк вложит в «Яндекс.Маркет» 30 млрд руб., стороны получат равные доли, всю компанию на момент сделки партнеры оценивали в 60 млрд руб. без учета будущей синергии. По данным «Яндекса», оборот его торговой площадки за 2016 г. составил около 100 млрд руб., сделка может состояться в I квартале 2018 г., сообщил гендиректор «Яндекса» Александр Шульгин.

Причиной снижения дохода «Яндекс.Маркета» может быть и усилившаяся конкуренция с AliExpress и Avito, считает Федоров. Трафик на Avito существенно превышает поток онлайн-посетителей «Яндекс.Маркета» и магазины активно осваивают площадку, популярную для перепродажи товаров физлицами, говорит он. Avito все активнее работает с бизнесом, несмотря на то что в первую очередь ориентируется на частных лиц, соглашается представитель Avito: «Наша площадка открывает бизнесу выход на ежемесячную аудиторию более чем в 33 млн человек. Для небольших компаний Avito может быть и единственным каналом продаж, для крупных ритейлеров – одной из эффективных альтернатив». По его словам, на Avito 1,5 млн профессиональных продавцов и более 15 000 магазинов, бренды открывают здесь собственные магазины, как, например, в этом году Panasonic.

Китайская торговая площадка AliExpress тоже активизировала работу с российскими продавцами. Последний год развивается сотрудничество с международными компаниями и российскими брендами, говорит представитель AliExpress и Tmall в России, среди них – Philips, DeLonghi, Oodji, Mark Formelle, Vis-a-Vis. На своей площадке AliExpress запустила бренд Tmall в России, напоминает он: это связано с «повышенным интересом покупателей к товарам от российских брендов и с возможностями быстрой доставки с российских складов». При этом Tmall, по его словам, работает с наиболее популярными у российских пользователей AliExpress товарами – электроникой, детскими товарами и одеждой.

Представители «Яндекса» отказались отвечать на телеконференции на вопрос аналитика об изменении доходов «Маркета» в IV квартале.

«Яндекс.Маркет» в этом году увлекся экспериментами