Телевизор как приманка
Компания МГТС закупает для своих абонентов телевизоры сверхвысокой четкости (4К – разрешение изображения; вдвое превышает HDTV), следует из конкурсной документации оператора. В пробной партии будет по 50 телевизоров с диагональю экрана 40 дюймов и столько же – 49 дюймов. За каждый оператор в зависимости от диагонали экрана готов заплатить от 30 000 до 40 000 руб., следует из документов (стартовая цена закупки – 3,5 млн руб.). Эти цены примерно соответствуют тому, что продавцы на «Яндекс.Маркете» просят за простейшие модели таких ТВ.
Итоги конкурса оператор планирует подвести в конце ноября 2017 г., а победитель должен поставить их МГТС в начале декабря.
МГТС готова приобрести столько 4К-телевизоров, сколько потребуется, говорит директор по маркетингу и развитию бизнеса МГТС Дмитрий Кулаковский. Сейчас МГТС оценивает спрос и аудиторию, речь может идти о 60 000–70 000 пользователях, передал он «Ведомостям», схема с дешевой арендой дорогостоящего оборудования в России используется впервые, хотя популярна в Америке и Европе. По словам Кулаковского, МГТС намерена сдавать в аренду телевизоры известных брендов по суперльготной цене. Первую партию планируется сдать до нового года. Цену Кулаковский не назвал, но сказал, что условия схожи с теми, на которых МГТС предоставляет «смартфон за 1 руб.».
С конца 2016 г. МГТС предлагает абонентам смартфоны Samsung за символический 1 руб. в месяц (в рознице аппарат Galaxy J2 Prime стоит около 8000 руб.). Чтобы получить аппарат, необходимо пользоваться пакетом услуг МГТС, включающим мобильную связь, проводной интернет и платное ТВ стоимостью 950 руб. в месяц. По данным МГТС, к началу августа 2017 г. смартфоны были выданы 15 000 абонентам.
Третья в Москве
По данным Telecom Daily, на конец III квартала 2017 г. в Москве насчитывалось чуть более 5,7 млн подписчиков платного ТВ, 8% подписчиков обслуживала МГТС – 3-е место по числу пользователей после «Ростелекома» и «Акадо». По оценке гендиректора Telecom Daily Дениса Кускова, за год база подписчиков платного ТВ МГТС выросла примерно на 25%, а весь московский рынок – менее чем на 3%.
МГТС, видимо, недостаточно ее нынешнего 3-го места (см. врезку), да и рост может скоро закончиться, считает гендиректор Telecom Daily Денис Кусков, московский рынок перегрет, подключений к платному ТВ сейчас едва ли не больше, чем квартир. В такой ситуации необходимы нетривиальные маркетинговые ходы, но раздача телевизоров вряд ли сможет заметно повлиять на ситуацию на перенасыщенном рынке, полагает Кусков.
Предоставление абонентам в пользование дорогих телевизоров – сильный, если не сказать отчаянный маркетинговый ход, считает гендиректор «Искрателекома» Алхас Мирзабеков, это значит, что другие способы привлечения абонентов, например повышение скорости доступа, предоставление интересных и нестандартных дополнительных услуг, закончились. Определенная часть абонентов, конечно, воспользуется таким предложением, но большинство телезрителей, приобретающих дорогие телевизоры, покупают их исходя из собственных предпочтений, а не ориентируясь на унифицированный операторский продукт, предупреждает Мирзабеков.
«Вымпелком» привлекает пользователей домашнего ТВ новыми услугами и конвергентными предложениями, среди которых бесплатный проводной интернет для пользователей сотовой связи, говорит представитель оператора Анна Айбашева. Пользователям высокобюджетных тарифных планов бесплатно выдаются телеприставки – скоро они начнут поддерживать 4К, обещает она. Приложение Veon «Вымпелкома» предусматривает бесплатный доступ к библиотеке фильмов для всех пользователей, абоненты «Вымпелкома» не платят за трафик при их скачивании, сообщает Айбашева.
Схема с дотируемым операторским оборудованием плохо прижилась в России – пользователи хотят иметь большой выбор оборудования (смартфонов, телевизоров и проч.) разных вендоров, отмечает сотрудник другого провайдера. Единственное направление, где у кастомизированного оборудования высокая доля, как раз ТВ и домашний интернет – абоненты пользуются операторскими роутерами и приставками, знает он.