Корея обходит санкции на судах

Как Северной Корее удается выдерживать международные санкции: торговать ей помогают сеть офшорных компаний и старые грузовые корабли
При частой смене флагов и владельцев с одной компании-пустышки на другую сложнее выявить и отследить деятельность стоящих за судовладельцами людей
При частой смене флагов и владельцев с одной компании-пустышки на другую сложнее выявить и отследить деятельность стоящих за судовладельцами людей / Jon Chol Jin / AP / ведомости

Совет Безопасности ООН в понедельник ужесточил санкции против Северной Кореи. Среди прочего он подтвердил договоренность выявлять и проверять грузовые суда, подозреваемые в транспортировке из страны запрещенных товаров. Но сделать это будет трудно, так как у Пхеньяна есть разветвленная сеть офшорных компаний, использующих для торговых операций старые грузовые корабли, которые ходят под флагами разных стран.

Сотнями этих кораблей владеют и управляют компании из Гонконга, где можно законно заниматься бизнесом с Пхеньяном. Некоторыми из этих компаний управляют граждане Северной Кореи, хотя в большинстве случаев – китайцы. «Эти структуры должны быть важны для Северной Кореи: ее экономика смогла сделать то, что прежде не удавалось ни одной экономике советского типа, – стабилизировать торговый баланс и валюту», – утверждает Николас Эберштадт из исследовательского центра American Enterprise Institute.

Структуру подпольных внешнеторговых операций КНДР выявила вашингтонская исследовательская группа C4ADS. Она обнаружила 248 компаний, бизнес которых связан с Северной Кореей, 160 из них зарегистрированы в Гонконге. Согласно докладу C4ADS эти компании используют «разные схемы, чтобы скрыть своего бенефициара, включая использование «удобных» флагов для кораблей, создание компаний-пустышек и работу с многочисленными посредниками».

Грузовой корабль «Dolphin 26» гонконгской компании Union Link International настолько покрылся ржавчиной, что в феврале привлек внимание инспекторов одного из китайских портов. Доказательств его использования в незаконных целях нет, но согласно базе данных Equasis, за последние восемь лет «Dolphin 26» 6 раз менял зарегистрированного владельца и оператора и 3 раза – свое название. Флаг, под которым ходит судно, за пять лет менялся 4 раза.

Подпольные корабли

Другие корабли, которыми управляет Union Link, обладают схожими характеристиками. Так, Oriental Lady с 2003 г. 6 раз менял флаг (дважды – на северокорейский), а Zhi Hui с 2006 г. использовал флаг Северной Кореи 4 раза.

При частой смене флагов и владельцев с одной компании-пустышки на другую сложнее выявить и отследить деятельность стоящих за судовладельцами людей. Многие из этих компаний зарегистрированы в Гонконге по тем же адресам, что и компании, которые они нанимают представлять себя.

Се Кунь, официальный владелец Union Link, уверяет, что стала меньше заниматься «полным стрессов» управлением судоходной компанией и прекратила работать с последним северокорейским клиентом в феврале, когда страны ООН собирались ввести новые санкции. Се говорит, что никогда сознательно не помогала компаниям из Северной Кореи нарушать закон, а зарегистрировала на свое имя много небольших судоходных компаний в Гонконге по просьбе партнеров – для снижения риска на случай, если какой-то из кораблей окажется втянут в спор. Бюро торговли и экономического развития Гонконга заявляет, что в курсе докладов экспертов ООН, которые обвиняют местные компании в содействии незаконной торговле с КНДР, и «изучает» эти случаи.

Американские регуляторы и специалисты также подозревают несколько крупных китайских компаний, в основном в городе Даньдуне на границе с Северной Кореей, в содействии ее программе разработки оружия массового поражения. В конце июня минфин США обвинил Bank of Dandong в причастности к финансированию программы. А в сентябре 2016 г. минюст – компанию Dandong Hongxiang Industrial Development в сговоре с Северной Кореей в том числе в поддержке ее ядерной программы. Кроме того, в докладе C4ADS сказано, что компания отправила в Северную Корею оборудование для навигации на корабле, зарегистрированном в Гонконге, компании гражданина Китая. В 2016 г. судно было задержано в Египте при перевозке ручных противотанковых гранатометов, сделанных в Северной Корее.

Перевел Алексей Невельский