«Ростелеком» может получить монополию на связь для госорганов

Оператор может стать единственным поставщиком фиксированной связи для госорганов
Частники не должны быть допущены до государственной связи
Частники не должны быть допущены до государственной связи / Антон Луканин / ТАСС

С 2018 г. «Ростелеком» может стать единственным поставщиком услуг связи для государственных органов. Речь идет практически обо всех видах связи, кроме мобильной. О подготовке соответствующего распоряжения президента «Ведомостям» рассказали собеседник в одном из операторов большой четверки и знакомый топ-менеджеров «Ростелекома» и подтвердил собеседник «Ведомостей», близкий к администрации президента. По его словам, два распоряжения касаются федеральных органов исполнительной власти, но, скорее всего, этот порядок будет распространен и на региональных чиновников.

Распоряжения назначают единого исполнителя для фиксированной связи, а услуги мобильной связи госорганам продолжат оказывать разные операторы. Речь идет о фиксированной телефонии и доступе в интернет, но не касается мобильной связи, подтверждает собеседник в одном из операторов.

В среду представитель госоператора сообщил, что информации о таком распоряжении у него нет. Представители Минкомсвязи и вице-премьера Аркадия Дворковича, курирующего вопросы связи, отказались от комментариев. Пресс-секретарь президента не ответил на запрос «Ведомостей».

«ТМТ консалтинг» оценивает рынок фиксированной связи для госзаказчиков в 37 млрд руб., доля «Ростелекома» – 59%, к выручке «Ростелекома» может добавиться 15 млрд руб. Операторы зарабатывают больше, чем 37 млрд руб., так как часто поставляют комплексные решения, в которые входят и IT-услуги, говорит гендиректор «ТМТ консалтинга» Константин Анкилов. Помимо «Ростелекома» услуги связи госсектору, по данным Анкилова, поставляют «Мегафон», МТС, «Вымпелком», «Транстелеком» (ТТК) и региональные операторы.

Связь восстановлена

Прошлой осенью старшим вице-президентом «Ростелекома» стал 33-летний Владимир Кириенко, сын первого замруководителя администрации президента Сергея Кириенко. А бывший руководитель администрации Сергей Иванов возглавляет совет директоров «Ростелекома». Иванов был опорой руководства «Ростелекома» в администрации, рассказывали высокопоставленные сотрудники других госкорпораций: после ухода Иванова положение «Ростелекома» пошатнулось, назначение Кириенко-младшего должно было помочь оператору снова наладить связи в органе.

Дополнительные услуги госзаказчикам могут прибавить к выручке «Ростелекома» до 5%, подсчитали аналитики BCS Игорь Гончаров и «Открытие брокера» Тимур Нигматуллин, но вклад в OIBDA будет заметно меньше, так как маржинальность этих услуг, вероятно, будет ниже средней по компании. Гончаров предполагает, что это делается не для увеличения прибыльности «Ростелекома», а для внедрения системного подхода к закупкам.

«Ростелекому» в 2016 г. корпоративные и государственные заказчики (оператор считает их вместе) принесли 100,76 млрд руб. – из общей выручки в 297,4 млрд руб. Но «Ростелеком» два года подряд не выполняет программу развития: в 2016 г. выручка ниже и базового, и пессимистического сценария.

«Ростелеком» доминирует на рынке фиксированной связи в целом, но не во всех сегментах, лишиться госконтрактов могут и федеральные, и сильные региональные операторы, говорит аналитик iKS-Consulting Максим Савватин: это передел рынка, но он не удивляет – статус единственного поставщика для «Ростелекома» стал частым явлением на тендерах.

«Мегафон» выступает за открытую конкуренцию и наличие такого распоряжения не означает ее отмены, говорит Дмитрий Абрамов, руководитель практики «Мегафона» по антимонопольному праву и закупкам: по закону у заказчика остается выбор – проводить конкурентную закупку и получить экономию бюджетных средств или заключить договор с единственным поставщиком. С проектом распоряжения «Мегафон» не знаком, говорит Абрамов. Представители других операторов отказались от комментариев.

Статус единственного поставщика услуг «Ростелекома» в других секторах уже вызывал претензии участников рынка. В 2016 г. «Мегафону» не удалось оспорить в Федеральной антимонопольной службе контракты Минкомсвязи и «Ростелекома» на электронное правительство на сумму более чем 2,6 млрд руб. – они были заключены на основании распоряжения правительства. «Мегафон» считает, что после ратификации Россией в октябре 2014 г. договора о Евразийском экономическом союзе, имеющего приоритет над национальным законодательством, Минкомсвязи не могло руководствоваться этим распоряжением.