Греф кликнул на «Яндекс.Маркет»
Сбербанк готовит крупнейшую сделку в российской интернет-торговле. Он вложит 30 млрд рублей в «Яндекс.Маркет» и получит в нем почти 50%Сбербанк и «Яндекс» создают совместное предприятие на базе «Яндекс.Маркета», сообщили компании. Пока подписаны необязывающие документы. Предполагается, что Сбербанк вложит в «Яндекс.Маркет» 30 млрд руб. На момент сделки партнеры оценивают все предприятие в 60 млрд руб. без учета будущей синергии, сказано в сообщении. Стороны получат равные доли в СП. До 10% акций компании пойдет на формирование опционного фонда для сотрудников «Яндекс.Маркета», уточнил «Яндекс». Закрытия сделки ожидают до конца 2017 г.
По данным «Яндекса», оборот его торговой площадки за 2016 г. составил около 100 млрд руб.
Компании собираются «развивать экосистему электронной коммерции <...> а также связанные с этим продукты и услуги», сказано в их сообщении.
Эта сделка может стать самой большой инвестицией на российском рынке интернет-торговли, говорит президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Алексей Федоров: «Насколько я помню, до сих пор лидировали инвестиции Максима Ноготкова в проект Enter (около 10 млрд руб.). То, что крупнейшая инвестиция идет не в зарубежный, а в российский проект, – это прекрасно».
Старые товарищи
Сбербанк хорошо знаком с бизнесом «Яндекса». В 2009 г. госбанк купил «золотую акцию» «Яндекса» за 1 евро и получил право блокировать сделки с крупными пакетами акций компании. В 2012 г. госбанк договорился о покупке 75% «Яндекс.Денег» за $60 млн и к середине 2013 г. закрыл сделку. Президент банка Герман Греф в 2014 г. вошел в совет директоров «Яндекса» в качестве неисполнительного директора.
Сбербанк давно выбрал путь торговой площадки и изучал разные варианты, напоминает гендиректор Frank Research Group Юрий Грибанов: «Сотрудничество с «Яндекс.Маркетом» – логичное продолжение идеи, что Сбербанк должен быть чем-то большим, чем просто банком». Банк по этой стратегии должен монетизировать свои знания и доступ к клиентам, создавая для них дополнительные ценности и услуги, объясняет Грибанов, СП с «Яндекс.Маркетом» – «это, по сути, покупка уже наработанной экспертизы».
Сбербанк обсуждал СП в области электронной торговли с китайской Alibaba Group, сообщал в начале 2017 г. «Коммерсантъ».
Сделка не состоялась, но «Яндекс» весной предупреждал инвесторов: AliExpress – конкурент и создание СП с банком может ударить по его бизнесу.
Зарубежная угроза
Это уже происходит. Выручка «Яндекс.Маркета» за II квартал выросла лишь на 9%, напоминает Федоров, такого низкого роста не было никогда. А весь рынок, по оценке АКИТ, вырос не меньше чем на 14%. «Это говорит о том, что кто-то у него отъедает рынок. Конкурент – AliExpress», – рассуждает он.
«Дочки» на выданье
«Яндекс» с 2015 г. пересмотрел организационную структуру, выделив ряд направлений в отдельные ООО. Среди них «Яндекс.Маркет» и «Яндекс.Такси». Это облегчило привлечение инвесторов в отдельные направления бизнеса. В июле 2017 г. «Яндекс» договорился о слиянии с российским бизнесом Uber. Компании оценивали консолидированную стоимость новой структуры в $3,725 млрд. Uber должен инвестировать $225 млн, «Яндекс.Такси» – $100 млн.
С марта 2017 г. посещаемость «Яндекс.Маркета» почти не растет, а китайского конкурента – увеличивается, продолжает Федоров: сейчас на «Яндекс.Маркет» заходит в среднем 109 млн человек в месяц, один пользователь проводит там в среднем 5 минут 20 секунд, просматривает около семи страниц. Это средние цифры для любого российского сайта; при этом 34% – люди, которые пришли на сайт и ушли в течение 30 секунд, говорит Федоров.
На AliExpress в среднем в месяц регистрируется не менее 175 млн заходов из России, продолжает эксперт. Среднее время, которое пользователь там проводит, – 10 минут, просматривает не меньше 10 страниц. «Это значит, что им очень интересны такие товары, они ходят туда как в музей. И всего 29% покидает страницу через 30 секунд после захода», – отмечает Федоров.
Русский Amazon
«Инвестиции Сбербанка укрепят позиции «Яндекс.Маркета» на рынке и принесут пользу партнерам. В частности, они обеспечат дополнительными ресурсами новые направления – логистику, программу «Заказ на Маркете», работу с зарубежными магазинами», – заявил гендиректор «Яндекс.Маркета» Максим Гришаков.
«Яндекс.Маркет» может направить средства от сделки с госбанком на IT, инфраструктуру, рассуждает Федоров: «Все это, по сути, у него уже есть, ему могут понадобиться «физические» вещи». «Маркет» может договориться с логистическим оператором, с сетью складов во всех городах о хранении товаров продавцов под будущие продажи, продолжает он: «Это обеспечит быструю доставку даже в удаленных регионах, а мы получаем наконец достойный ответ китайским продавцам».
Основатель «Яндекса» Аркадий Волож несколько лет назад сформулировал курс «Яндекс.Маркета» на строительство нового Amazon и это объясняет, зачем сделка со Сбербанком понадобилась «Яндексу», говорит партнер Data Insight Федор Вирин: он получит финансовые ресурсы на реализацию этой стратегии. «Яндекс» мог бы вложить и свои деньги, но получить дополнительные финансовый ресурс и компетенции Сбербанка – «очень привлекательная история», добавляет он.
Модель «Яндекс.Маркета» себя изжила, отмечает Вирин: кликовая модель сравнения цен больше не актуальна и рентабельность продавца сокращается.
«Начинать надо с выстраивания базовых офлайновых процессов, которых до этого в «Яндекс.Маркете» просто не было», – говорил Волож «Ведомостям» в мае 2017 г. До сих пор «Яндекс» избегал этого, но ситуация изменилась, на рынок пришли новые игроки, пояснял он: «Наш продукт будет перестроен под новые реалии».
Исправленная версия. Уточнен комментарий эксперта.