ФАС провела опрос в сети

ФАС попыталась выяснить у интернет-пользователей, могут ли мессенджеры заменить традиционного оператора в роуминге. Эти данные нужны ей, чтобы завершить расследование против «Мегафона»
Под традиционными услугами служба подразумевает звонки, доступ в интернет или sms через сети операторов
Под традиционными услугами служба подразумевает звонки, доступ в интернет или sms через сети операторов / Евгений Егоров / Ведомости

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) попросила интернет-пользователей пройти опрос, который помог бы ей определить, могут ли традиционные услуги связи и сервисы для обмена сообщениями и звонков заменять друг друга. Под традиционными услугами служба подразумевает звонки, доступ в интернет или sms через сети операторов, под сервисами – WhatsApp, Viber, Telegram, Skype, FaceTime, iMessage. Приглашения принять участие в опросе служба публиковала на сайте и официальных страницах в соцсетях. Данные из этого опроса ведомство намерено использовать в расследовании по поводу завышения цен в роуминге «Мегафоном».

Антимонопольная служба подозревает «Мегафон» в необоснованном повышении тарифов на услуги в международном роуминге. «Мегафон» повысил цены на роуминг еще в декабре 2016 г. По подсчетам ФАС, тогда они выросли на 20–2200% в зависимости от направления. Представитель «Мегафона» связывал это повышение с резким ростом себестоимости голосовых звонков и интернет-трафика в других странах.

В полемике с ведомством «Мегафон» приводил еще один довод. Оператор доказывал, что уже не занимает доминирующего положения на рынке услуг в международных поездках. Объясняется это ростом использования абонентами альтернативных способов связи – мессенджеров, WiFi или услуг местных операторов. Следовательно, к «Мегафону» не могут применяться положения закона о защите конкуренции, говорил представитель «Мегафона». Для проверки этого тезиса служба и проводила опрос.

Начальник управления связи и информационных технологий ФАС Елена Заева называет опрос стандартной процедурой. На вопрос, каким образом служба препятствует возможной накрутке голосов, представитель ФАС ответил, что за этим следят IT-специалисты службы. В случае признания вины помимо штрафа (0,3–1 млн руб., уточняет управляющий партнер «Надмитов, Иванов и партнеры» Александр Надмитов) «Мегафону» грозит предписание привести тарифы в «экономически обоснованное состояние», говорила Заева. В пятницу возможность поучаствовать в опросе уже была закрыта.

Абоненты боятся роуминга

Цены на международный роуминг в 2016 г. оставались проблемой для сотовых абонентов. Опросы Telecomdaily показывали, что международным голосовым роумингом пользуется около 60% абонентов, а интернет-роумингом – только 16%.

Сама ФАС не раскрывает результатов опроса. Но с ними уже успел ознакомиться «Мегафон». Из опроса, например, следует, что мессенджерами за границей пользуется более 90% участников, рассказывает представитель «Мегафона» и подтверждает представитель ФАС. 93% респондентов используют их для звонков и 95% – для передачи текстовых сообщений, следует из результатов опроса. Руководитель практики по антимонопольному праву и закупкам «Мегафона» Дмитрий Абрамов делает вывод, что операторы в роуминге не доминируют, поскольку абоненты уже перешли и продолжают переходить на мессенджеры. Эти данные соответствуют данным опроса ВЦИОМа, которые привел сам оператор, и показывают, что традиционные услуги связи активно заменяют мессенджеры в роуминге, говорит Абрамов.

Этот опрос лишь подтвердил позицию службы: она считает, что мессенджеры и операторы не заменяют друг друга, возражает представитель ФАС. ФАС рассматривает его как дополнение к уже собранным доказательствам. Из чего следует вывод о невозможности заменить сервисы оператора мессенджерами, он не уточняет. ФАС обещает рассказать о результатах расследования и опроса после заседания специальной комиссии 31 июля.

Данные опроса в интернете нельзя считать доказательством в антимонопольном расследовании, так как опрос в интернете не является полноценным социологическим исследованием, полагает юрист правового департамента Heads Consulting Анастасия Худякова. Опрос может быть основанием для инициирования проверки и источником для обнаружения признаков нарушения антимонопольного законодательства, говорит она. При этом опрос без соблюдения правил его проведения не может отвечать признакам репрезентативности и служить официальным доказательством в материалах дела, резюмирует Худякова.

Представители МТС, «Вымпелкома» и Tele2 отказались от комментариев.