Поехали из «Юлмарта»
Онлайн-ритейлер «Юлмарт» открывает новое направление. До конца 2018 г. компания планирует продавать в Петербурге и Московском регионе до 500 подержанных автомобилей в месяц. Первый автомобиль был продан в июле. В ближайшие два месяца ритейлер будет покупать-продавать одну-две машины в месяц на своей площадке в Петербурге. Вчера компания сообщила, что ведет переговоры о приобретении автомобилей с рядом компаний и частных продавцов.
«На подготовительном этапе мы уделили большое внимание настройке учетных бизнес-процессов и разработке стандартов обслуживания, сейчас адаптируем нашу систему к новым требованиям», – цитирует пресс-служба Никиту Самарина, директора управления продуктовых линий «Энергия» «Юлмарта». Перед продажей компания будет проводить оценку технического состояния автомобиля и юридическую экспертизу. Параллельно «Юлмарт» будет развивать категорию автотоваров и дополнительных услуг, говорит Самарин.
В приоритете модели в ценовом диапазоне от 300 000 до 1,5 млн руб.; средняя цена составит 500 000–700 000 руб., сообщила компания. Выбрать машину можно будет на официальном сайте ритейлера, посмотреть – в двух пригородных центрах исполнения заказов в Петербурге. Центр площадью 55 000 кв. м в подмосковных Мытищах компания намерена открыть до конца года, а в 2018 г. она планирует организовать сервис доставки автомобилей. Объем инвестиции представитель компании не раскрывает: «Окончательная сумма будет известна после запуска площадки в Подмосковье».
«Юлмарт» продает практически все категории потребительских товаров. В 2015 г. он был лидером по онлайн-продажам в России, но в прошлом году уступил место Wildberries. Рейтинг Data Insight и Ruwards оценивает онлайн-продажи «Юлмарта» в 2016 г. в 38,8 млрд руб.
Лидеры с пробегом
Предложение подержанных машин в России сократилось на 4% по сравнению с первым полугодием 2016 г., автомобили подорожали на 2%, говорится в отчете «Авто.ру». Средняя стоимость машины с пробегом в Петербурге и Ленобласти составила 690 000 руб., за год она выросла на 7%. Средний возраст подержанных авто в городе – 9 лет 1 месяц. Чаще всего покупатели ищут Volkswagen, Lada и Mercedes. Средний срок продажи автомобиля в России – около 20 дней. В Петербурге – 21,6 дня. По данным онлайн-аукциона подержанных автомобилей CarPrice, средняя цена б/у авто в Петербурге составила 397 125 руб. за первые шесть месяцев 2017 г. В топ-5 самых продаваемых машин вошли Hyundai Solaris, Volkswagen Polo, Opel Astra и Chevrolet Lacetti.
Рынок подержанных автомобилей растет: в «Аксель групп» их продажи в 2016 г. увеличились на 40%, в этом году ожидается рост в 1,5 раза, говорит директор по развитию и продажам группы Игорь Седов. Маржинальная прибыль от продажи машин с пробегом выше, чем от новых, уточняет он. «Юлмарту» будет тяжело, считает Седов: основной источник поступления подержанных машин для дилеров – это trade-in, ритейлеру придется покупать все машины, кроме того, в этом бизнесе велика вероятность внутренней коррупции. На рынке есть место для новых игроков, но каждый стартап может закончиться как успехом, так и провалом, резюмирует он.
Первоначальные инвестиции в создание склада машин и формирование бизнес-процессов составят около 100 млн руб., считает Михаил Чаплыгин, гендиректор «Auto-Dealer-СПб». По его словам, предлагаемая модель мало чем отличается от классической продажи б/у автомобиля в дилерском центре и ее маржинальность составит 10–15%. Продажа подержанных машин – это одно из главных направлений автомобильного бизнеса, в городе продается каждый месяц около 5000 подержанных машин, «Юлмарт» вряд ли сможет изменить рынок, но отдельное влияние, например, на цены может оказать, считает директор «Автомир Санкт-Петербург» Сергей Лысов. Наценка на подержанные машины, по его словам, – 5–7%. Чтобы продавать 500 машин, нужна площадка около 1 га, стоимость аренды в Петербурге может составлять 500 000 руб. в месяц вместе с коммунальными платежами, оценил Лысов. По его словам, на новом рынке «Юлмарту» придется доказывать, что он надежный партнер. «Юлмарт» может продавать все, что угодно, это уже давно супермаркет, но ему сложно будет популяризировать новые услуги и удобство для потребителя, согласен Чаплыгин.
«Юлмарт» с 2016 г. находится в состоянии корпоративного конфликта: основные владельцы, Август Мейер и Дмитрий Костыгин, не смогли договориться с миноритарием Михаилом Васинкевичем о том, как развивать и финансировать бизнес. Сбербанк подал к ним и к бывшему гендиректору компании Сергею Федоринову иск на 1 млрд руб. ВТБ требует взыскать с Костыгина около 650 млн руб. поручительства по кредиту «Юлмарту». В июне Арбитражный суд Москвы удовлетворил иск ООО «Сбербанк факторинг» к НАО «Юлмарт» о взыскании около 782 млн руб. долга и пени. В судах находится несколько исков о банкротстве «Юлмарта» и его структур.