«Магнит» расправит сети

На рентабельности «Магнита» будет и дальше плохо сказываться, что его значимость для поставщиков все меньше, а конкурирующих магазинов по соседству все больше, пишет «Ренессанс капитал»
На рентабельности «Магнита» будет и дальше плохо сказываться, что его значимость для поставщиков все меньше, а конкурирующих магазинов по соседству все больше, пишет «Ренессанс капитал» / Е. Кузьмина / Ведомости

Продажи в 2017 г. будут меньше, чем прогнозировалось прежде, сообщил на телеконференции финансовый директор «Магнита»» Хачатур Помбухчан: не 9–13, а 9–11%.

21 июля ритейлер отчитался за полгода и II квартал. За полгода выручка «Магнита» составила 555,02 млрд руб., на 6,4% больше, чем в первом полугодии 2016 г.; чистая прибыль – 20,8 млрд руб (-20,34%). Во II квартале чистая прибыль (по сравнению со II кварталом 2016 г.) упала сильней – на 25,8% (до 13,25 млрд), выручка выросла на 8,2% (до 288,04 млрд), рентабельность EBITDA сократилась до 9,64% с 11,95% во II квартале 2016 г.

Миллиарды на рост

95-100 миллиардов рублей составят капитальные затраты «Магнита» в 2017 г., сообщил Помбухчан: «Не очень понятно, смогут ли ребята, занимающиеся развитием вертикальной интеграции, инвестировать все». Вертикальная интеграция – приоритет для «Магнита» в ближайшие 5–7 лет, предупредил Помбухчан: «У нас четкое понимание, какие именно продукты и производства нам нужны»

На рентабельности «Магнита» будет и дальше плохо сказываться, что его значимость для поставщиков все меньше, а конкурирующих магазинов по соседству все больше, пишет «Ренессанс капитал».

В 2016 г. «Магнит» уступил X5 Retail Group (сети «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель») лидерство в продовольственной рознице и пока не догнал: продажи X5 – 610,35 млрд руб., а их рост намного опережает рост продаж «Магнита»: 27,1%. X5 не давала прогноза продаж, но обещает более 2000 новых магазинов в 2017 г. По оценке «ВТБ капитала», за год продажи X5 могут вырасти на 24%.

«Магнит» избавлялся от убыточных магазинов: закрыто два гипермаркета и 13 магазинов «Магнит семейный», 62 «магазина у дома» и 82 магазина «Магнит косметик». Экономика новых магазинов, по словам Помбухчана, лучше. Ритейлер решил открыть больше новых точек в этом году, чем собирался: «магазинов у дома» – на 2000 (в январе говорилось о 1700), сообщил Помбухчан, сеть вырастет также на 13 гипермаркетов и 15 «Магнитов семейных». В первом полугодии у «Магнита» было 14 844 магазина: 11 114 «магазинов у дома», 240 гипермаркетов, 190 магазинов «Магнит семейный» и 3300 магазинов косметики и бытовой химии.

Решение нарастить темпы роста сети – абсолютно адекватное и правильное, оценивает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров и обращает внимание, что «Магнит» стал более уверенным в перспективах обновленного формата «магазинов у дома».

За январь – июнь 2017 г. обновлено 830 магазинов, сообщил Помбухчан; план до конца года – 2000. «Мы в позиции догоняющего, – признал он, – у X5 реновировано около 97% [«магазинов у дома»], у нас – около 10% [открыто в новом формате и обновлено старых]».

Ритейлер готовится обновить и «Магниты семейные», обещал заместитель гендиректора «Магнита» по продажам и HR Илья Саттаров: изменятся ассортимент, планировка и оформление торгового зала, выкладка товаров. Первые два «Магнита семейных» в новом виде могут открыться в конце августа, сообщил Помбухчан: «По итогам года [сделаем вывод] о целесообразности и скорости изменений».

Скорее всего, ближе к концу года продажи и покупательский поток у «Магнита» начнут расти по мере роста доли обновленных магазинов, расширения ассортимента в магазинах крупных городов и обновления подхода к коммуникации с покупателем, считает Бурмистров.

На рентабельности «Магнита» будет и дальше плохо сказываться, что его значимость для поставщиков все меньше, а конкурирующих магазинов по соседству все больше, пишет «Ренессанс капитал»