ФАС не везет в суде

Суд признал недействительным штраф ФАС к НМТП на 10 млрд рублей по делу о тарифах. В июне служба проиграла суд Приморскому торговому порту
Представитель НМТП заявил, что регулятор ненадлежащим образом провел анализ конкурентного рынка и неправильно определил его границы
Представитель НМТП заявил, что регулятор ненадлежащим образом провел анализ конкурентного рынка и неправильно определил его границы / Денис Абрамов / Ведомости

В пятницу Арбитражный суд Москвы удовлетворил иск Новороссийского морского торгового порта (НМТП) к Федеральной антимонопольной службе (ФАС) по делу о тарифах в порту Новороссийск, сообщил «Интерфакс». Суд признал недействительным решение ведомства о взыскании с НМТП 9,74 млрд руб., полученных из-за злоупотребления доминирующим положением на рынке, и о переводе тарифов стивидора в рубли. Представитель НМТП заявил, что регулятор ненадлежащим образом провел анализ конкурентного рынка и неправильно определил его границы. Представитель ФАС опроверг доводы порта, его поддержали представители третьих лиц – компаний «Русснефть» и «Роснефть». ФАС готова обжаловать решение суда.

Это стало уже вторым делом, которое ведомство проиграло по жалобе портовиков. В июне Арбитражный суд Москвы уже признал незаконным и отменил аналогичное решение ФАС об установлении монопольно высокой цены на услуги по перевалке нефти в Приморском торговом порту, входящем в группу НМТП. Сейчас в суде находятся и другие иски по делу – в отношении терминалов Global Ports на общую сумму более 7 млрд руб. Также ФАС завела дела против терминалов UCL Holding Владимира Лисина. Регулирование цен стивидоров было отменено в 2013 г., а в 2015-м президентская комиссия по ТЭКу потребовала прекратить использовать валюту во внутренних расчетах в портах. Тогда ФАС проверила стивидоров и заключила, что цены на их услуги выросли, что и послужило поводом для возбуждения этих дел.

Дела, связанные с крупными транспортными компаниями, стивидорами, как правило, неоднозначны, говорит председатель коллегии адвокатов «Вашъ юридический поверенный» Константин Трапаидзе. Чтобы доказать сговор и, например, необходимость прямого снижения тарифов, как в делах со стивидорами, нужна серьезная доказательная база, которой ФАС не всегда обладает, уверен юрист. «Формально доказать сговор просто – необходимо заключение стороннего эксперта, но, как правило, их привлекают сами компании», – говорит он.

Между тем подозреваемые в сговоре компании на компромисс идут редко – им не выгодно снижать тарифы, если есть спрос, говорит юрист. А поскольку Верховный суд, а за ним и Высший арбитражный уже выработали практику отмены решений ФАС, компании ею пользуются.

В широком смысле ФАС не проигрывает – она заостряет внимание рынка на его проблемах, считает член комитета по транспорту и экспедированию Торгово-промышленной палаты Олег Дунаев. По его словам, необходимо выработать правильный механизм анализа рынка – мониторинг должна проводить независимая структура, тогда не будет и вопросов к ФАС по поводу жесткого регулирования тарифов.