«Яндекс» немного поездит на международном такси
Объединение бизнесов «Яндекс.Такси» и Uber в России и нескольких соседних странах позволит «Яндексу» стать совладельцем глобального бизнеса Uber. Это следует из документов материнской компании «Яндекса» Yandex N.V. на сайте Комиссии по ценным бумагам и биржам США. «По соглашению стороны передадут в новую компанию свои бизнесы [в России, Азербайджане, Армении, Белоруссии, Грузии и Казахстане]. Кроме того, «Яндекс» инвестирует в капитал новой компании $100 млн, а Uber – $225 млн. В дальнейшем «Яндекс» продаст Uber дополнительно около 2% долей в объединенной компании в обмен на акции класса А Uber», – говорится в сообщении. Согласно документу у «Яндекса» есть право продать этот пакет в Uber обратно американской компании – как и сам Uber может обратно выкупить у «Яндекса» бумаги согласно неким договоренностям, содержание которых не раскрывается.
Представитель «Яндекса» Очир Манджиков подтвердил: по условиям соглашения «Яндекс» «получает незначительный пакет акций Uber Technologies Inc., у «Яндекса» есть право продать эти акции обратно Uber по согласованной цене и в определенный срок. Других подробностей Манджиков не сообщил, но напомнил, что после совершения сделки «Яндекс» получит контроль в объединенной компании – 59,3%, Uber – 36,6%, сотрудники – 4,1%.
«Это часть сделки с «Яндекс.Такси», – был краток представитель Uber.
Об объединении бизнесов в России и нескольких странах бывшего СССР «Яндекс.Такси» и Uber объявили 13 июля. Причина сделки исключительно в больших возможностях и перспективах развития бизнеса, отмечала представитель Uber. Новая компания будет использовать технологии и знания «Яндекса» в области картографического, навигационного сервисов и поисковых систем, а опыт Uber как мирового лидера среди онлайн-сервисов для заказа поездок, указывали стороны.
Как это началось
«Яндекс.Такси» основан в 2011 г. и работает в 126 городах шести стран, всех их коснется сделка. Uber вышел на российский рынок в 2013 г. и доступен в 16 городах, сервис также работает в Азербайджане, Белоруссии и Казахстане. Доля новой компании составит около 5–6% рынка такси, по подсчетам Uber и «Яндекса».
Правда, как писала Financial Times, этой сделкой Uber фактически уступает конкуренту российский рынок после нескольких лет напряженной конкурентной борьбы: это первый стратегический шаг Uber после скандального ухода в отставку основателя сервиса Трэвиса Каланика. «Яндекс», в свою очередь, больше полугода пытался привлечь инвесторов в «Яндекс.Такси». Весной «Коммерсантъ» сообщал о планах «Яндекс.Такси» привлечь $150–200 млн, организатором был банк JPMorgan. В марте аналитики UBS оценили «Яндекс.Такси» в $1,2 млрд. Позднее руководитель Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) Кирилл Дмитриев заявил в интервью телеканалу «Россия 24» о подаче заявки на инвестиции. Представитель «Яндекса» этот вопрос не комментирует. Правда, как заявил на телеконференции инвесторам финансовый директор «Яндекса» Грег Абовски, компания не исключает возможности привлечь инвестиции в долгосрочной перспективе, если это будет необходимо, – как и IPO объединенной компании.
Возможно, небольшая доля в глобальном Uber вместе с подписанием соглашения даст «Яндексу» специальные права как акционеру – например, информационные. «Яндексу» было бы полезно понимать глобальную стратегию, получать отчетность и бюджеты Uber, считает управляющий партнер Inventure Partners Сергей Азатян (инвестор в конкурента «Яндекс.Такси» и Uber – Gett). Управляющий партнер венчурного фонда Leta Capital Александр Чачава считает, что получение «Яндексом» незначительной доли в глобальном Uber может быть сделано для защиты от недружественных действий в отношении друг друга и для избежания рисков.
Объединенную компанию «Яндекс.Такси» – Uber стороны оценили в $3,7 млрд, 2% ее долей стоят $75 млн. По данным Bloomberg, во время последнего раунда инвестиций глобальный Uber оценен инвесторами в $69 млрд; с 2009 г. Uber привлек инвестиции в 16 раундах, из них около $11,8 млрд – в 14, по данным Crunchbase. В таком случае «Яндекс» мог бы рассчитывать на 0,1% в американской компании – если бы ее капитал состоял только из акций класса A. Но, по данным The New York Times, капитал Uber состоит из акций класса А и B; каково их количество и как разделены по ним голоса, неизвестно.
В подготовке статьи участвовала Светлана Ястребова