Новый круг для концессий

В спорах о будущем концессий может появиться ясность уже 27 июля – апелляция решит, признать ли один из видов концессий госзакупкой
В спорах о будущем концессий может появиться ясность уже 27 июля – апелляция решит, признать ли один из видов концессий госзакупкой
В спорах о будущем концессий может появиться ясность уже 27 июля – апелляция решит, признать ли один из видов концессий госзакупкой / М. Стулов / Ведомости

Знаковый для рынка концессий судебный спор, получивший название «башкирское дело», выходит на новый круг. Апелляционный суд Москвы принял к рассмотрению совместную апелляцию компании «Башкирдорстрой» и госкомитета Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству, следует из данных картотеки арбитражных дел: рассмотрение состоится 27 июля.

Их оппонент – Федеральная антимонопольная служба (ФАС) решила, что закон о концессиях разрешает государству компенсировать только часть расходов, иначе это госзаказ, а Арбитражный суд Москвы с этим согласился.

Под сомнением оказалась законность работающих по этой схеме концессий, среди которых, например, система сбора платы «Платон». Концессия – основная форма государственно-частного партнерства, по данным Центра развития ГЧП. В ответ на решение суда банки отказываются финансировать концессии, в которых расходы инвесторов покрываются из бюджета, пока их законность не будет доказана в суде. «Рынок замер в ожидании, потому что никто не знает – либо суд поддержит ФАС, либо концессионеров и рынок, подтвердив легитимность существующей схемы», – говорит юрист Herbert Smith Freehills Яна Иванова. Но, несмотря на резонанс, юридически башкирское дело пока не стало прецедентом, отмечает она, решение было обжаловано и пока не вступило в законную силу, зато решение апелляции обычно вступает в силу независимо от того, будет ли оно обжаловано.

Республика будет до конца отстаивать свои права в реализации проекта, сообщил представитель госкомитета Республики Башкортостан, проект будет реализован, несмотря на любое решение суда. С представителем «Башкирдорстроя» связаться не удалось.

В некоторых случаях полное госфинансирование концессионных соглашений может быть оправданно, передал через пресс-службу замруководителя ФАС Рачик Петросян, когда социально значимый объект нужен уже сейчас, но бюджетных средств на данный мо­мент нет. Но сейчас закон не предусматривает возможность 100%-ного бюджетного финансирования кон­цессионных проектов, отмечает он. ФАС предлаг­ает поправить закон так, чтобы полная компенсация затрат инвестора из бюджета наступала после завершения строительства, не раньше чем через пять лет с заключения концессионного соглаш­ения, к уже заключенным ко­нцессиям претензий быть не должно. Рынок приспособится и к пяти годам, хуже всего неопределенность и изменение правил игры, говорит исполнительный директор Национальной ассоциации концессионеров и долгосрочных инвесторов в инфраструктуру Светлана Бик.