Депутаты обходят запреты

Введенный с подачи нового руководства Госдумы запрет на голосование за других депутатов де-факто игнорируется
Введенный с подачи нового руководства Госдумы запрет на голосование за других депутатов де-факто игнорируется
Введенный с подачи нового руководства Госдумы запрет на голосование за других депутатов де-факто игнорируется / Е. Разумный / Ведомости

Депутаты Госдумы продолжают голосовать за отсутствующих коллег в нарушение думского регламента (см. врез). В среду журналистов печатных СМИ впервые пустили на балкон для прессы в зале пленарных заседаний, куда ранее допускались только фотографы и телеоператоры, и корреспондент «Ведомостей» лично наблюдал, как Юрий Синельщиков (КПРФ) нажал кнопки за трех своих соседей, а затем его примеру последовал коллега по фракции Николай Коломейцев. Коммунистов в этот момент в зале было менее половины от списочного состава, а пленарное заседание вел первый зампред палаты от КПРФ Иван Мельников (председатель Думы Вячеслав Володин, открыв заседание, уехал на совещание к президенту и вернулся только к вечеру). Всего же на пленарном заседании после обеда, по подсчетам «Ведомостей», присутствовали чуть более половины из 450 депутатов.

Новая метла

Ранее депутат мог передать свой голос по доверенности, но с октября 2016 г. голосовать можно только лично. Уважительными причинами для отсутствия в зале считаются больничный, командировка, участие в парламентской делегации или исполнение депутатских обязанностей за пределами Думы.

«Это безнравственно, – прокомментировал Синельщиков нарушение им регламента. – Но позиция [отсутствующих депутатов] была понятна: это просто просьба, один из них сидел в зале, другой был, но потом ушел». Коммунистов в зале действительно меньше, говорит он: «У нас традиционно больше работы в регионах». В том, что голосовать за других продолжают члены всех фракций, неофициально признаются многие парламентарии. Депутат не может сидеть за партой, как школьник, это проблема правил, которые не получается соблюдать, жалуется член «Справедливой России». Иногда Володин даже делает замечания о чересчур открытом нарушении регламента, добавляет член ЛДПР. «Карточка – принадлежность депутата, если она на месте, а депутата нет, его голосом может воспользоваться проходящий мимо сосед. Регистрация должна быть индивидуальной, а сейчас это фактически принадлежит всем присутствующим», – поясняет член комитета по регламенту Владимир Поздняков (КПРФ). По его мнению, беготни в зале стало меньше, но голосование за соседей продолжается. Хотя регламент работает и дисциплина все равно повышается, настаивает Поздняков.

«Старожилы говорят, что еще годик-другой – и все будет, как раньше. Сейчас все-таки за друзей голосуют стеснительно, а когда заседание ведет сам Володин, зал совсем другой: все меньше ходят и не разговаривают», – рассказывает собеседник во фракции КПРФ. Невозможно контролировать депутатов, если кто-то отошел в туалет и не вернулся, отмечает Вадим Деньгин (ЛДПР). По его словам, максимальная дисциплина у депутатов наблюдается по утрам, когда присутствуют руководители фракций, а дальше у всех могут быть дела – приходят избиратели и т. д. В день достаточно зарегистрироваться в зале один раз из трех, но никто не понимает, является ли он прогульщиком, если выходит из зала по делам после регистрации, говорит Деньгин. «У нас все голосуют за себя», – уверяет зампред Думы Сергей Неверов («Единая Россия»).

Россия славится правовым нигилизмом и наплевательским отношением к любым писаным законам и все ветви власти подают в этом самые дурные примеры, отмечает политолог Федор Крашенинников: «Такого пиара у власти было много – например, борьба с мигалками, но в итоге все встает на свои места». В Думе все-таки сидят люди с некоторым авторитетом и связями и уважаемый человек всегда найдет себе повод покинуть зал и не получить при этом никаких проблем – ведь они слишком уважаемые, чтобы на них повлиять, иронизирует эксперт.-