КНДР открыла рынок

Северная Корея переходит к капитализму: реформы Ким Чен Ына привели к росту зарплат, появлению рынка и частных предприятий
За 10 лет зарплаты в госсекторе увеличились более чем на 250% примерно до $85
За 10 лет зарплаты в госсекторе увеличились более чем на 250% примерно до $85 / Wong Maye-E / AP

После прихода к власти пять лет назад лидер Северной Кореи Ким Чен Ын поставил экономический рост во главу угла – наряду с разработкой ядерного оружия. «Северная Корея прошла путь от жестко контролируемой государством социалистической экономики до экономики, во многом начавшей работать по вполне себе рыночным принципам, – говорит Сокил Пак из некоммерческой организации Liberty in North Korea. – Возможно, она делает два шага вперед и один шаг назад. Но, похоже, в долгосрочной перспективе будет очень сложно <...> вернуться к управляемой государством экономике».

Реформы, приведшие к буму де-факто частных предприятий, реализовывались неофициально. Ким Чен Ын не мог поставить под сомнение идеологическое наследие своих деда и отца, говорит живший в Пхеньяне профессор Андрей Ланков. Лидер Северной Кореи избрал модель, которой придерживались Китай и Вьетнам: рыночные реформы и жесткий политический контроль. Он назначает на руководящие экономические посты сторонников реформ. Например, он снова сделал премьер-министром Пак Пон Джу, уволенного с этой должности за свои взгляды на экономику в 2007 г.

Закрытый ВВП

Надежных данных об экономике КНДР мало, а оценки сильно различаются. Так, ЦБ Южной Кореи прогнозировал снижение ВВП Северной Кореи на 1% в 2015 г., а Hyundai Research Institute – рост на 9%.

Для тех, кто пристально наблюдает за этой страной, перемены заметны – выросли зарплаты, стало больше состоятельных людей. «Ездят автомобили, а панорама города преобразилась до неузнаваемости», – говорит бывший сотрудник американской разведки, отмечая рост числа солнечных панелей и кондиционеров. Все больше ресторанов и рынков, замечает Ланков. По данным Корейского института развития в Сеуле, за 10 лет зарплаты в госсекторе увеличились более чем на 250% примерно до $85 (более 75 000 северокорейских вон) в месяц. А неофициальные заработки в частном секторе – более чем на 1200%. По оценкам руководителя южнокорейской разведки Ли Пёнхо, 40% населения Северной Кореи сейчас трудятся на частных предприятиях.

Ким Чен Ын также провел широкие реформы в сельском хозяйстве и промышленности, предоставив больше самостоятельности. Часто бывавший в Северной Корее Андрей Абрахамян из компании Choson Exchange видит даже первые признаки появления конгломератов. В качестве примера он приводит группу Masikryong, которая управляет горнолыжным курортом, туристическими поездками, автобусами и продает воду. А авиакомпания Air Koryo также управляет одним из операторов такси в Пхеньяне и недавно начала продавать консервированное мясо фазанов.

Неофициальные предприятия обычно создаются внутри министерств, а состоятельные люди дают взятки чиновникам, чтобы получить право основать компанию, говорит Дэниел Тюдор, соавтор книги North Korea Confidential, предприниматели обычно платят чиновникам 30% прибыли в месяц: «Северная Корея идет от феодализма к кумовскому капитализму».

Но даже скромным реформам мешают нехватка электроэнергии, устаревающее оборудование и санкции. А инвесторы не доверяют бизнесу, основанному на отношениях, а не на правилах. Отсутствие реальных иностранных инвестиций – слабое место режима, активно рекламирующего 24 особые экономические зоны. По словам Ланкова, «иностранцы приезжают и обнаруживают, что должны строить всю инфраструктуру», либо они лишаются денег.-

Перевел Алексей Невельский