Виртуальность без налогов

Интернет-компании больше не будут платить НДС с продажи виртуальных предметов в социальных сетях. Mail.ru Group может сэкономить в этом году 1,5 млрд рублей
Пользователи двух крупнейших российских соцсетей «В контакте» и «Одноклассники» платят за сервисы и подарки в соцсетях, а также за игры
Пользователи двух крупнейших российских соцсетей «В контакте» и «Одноклассники» платят за сервисы и подарки в соцсетях, а также за игры / Andre Penner / AP

Федеральная налоговая служба (ФНС) с 1 января 2017 г. не взимает НДС с доходов, полученных от продажи виртуальных предметов в социальных сетях, сообщила Mail.ru Group на Лондонской бирже. Компания ссылается на официальное разъяснение ФНС.

От налога освобождаются в том числе и доходы от товаров и услуг внутри игр, опубликованных в социальных сетях, уточнил представитель Mail.ru Group. Все эти пользовательские платежи отражены в отчетности группы как IVAS. Они приносят Mail.ru Group треть выручки, остальное она зарабатывает на рекламе и многопользовательских играх (см. график). В последнее время выручка от IVAS у Mail.ru Group падала: компания объясняла это снижением покупательской активности и проблемами с монетизацией из-за перехода пользователей на мобильные устройства.

Mail.ru Group владеет двумя крупнейшими в России соцсетями «В контакте» и «Одноклассники», пользователи которых платят за сервисы и подарки в соцсетях, а также за игры. Аудитория этих проектов – 44 млн и 30,2 млн соответственно (данные Mediascope за май 2017 г.).

Сколько Mail.ru Group выиграет из-за отмены НДС, станет понятно из ее отчетности по итогам II квартала. Речь идет об освобождении от этого налога «значительной части выручки» в сегменте IVAS, пишет компания. Частичное освобождение от уплаты НДС добавит к выручке Mail.ru Group в 2017 г. около 1,5 млрд руб., прогнозируют аналитики «ВТБ капитала». В конце прошлого года Mail.ru Group сообщала, что больше не будет платить НДС и с онлайн-игр (при продаже в России), – тогда она тоже ссылалась на разъяснение ФНС. Речь о многопользовательских онлайн-играх, уточнил представитель группы: формальное подтверждение этой льготы компания получила в январе 2017 г. Тогда Mail.ru Group рассчитывала на получение дополнительно около 1 млрд руб. выручки в 2017 г. В 2015 г. (последние данные) группа оценивала рынок онлайн-игр в 51,9 млрд руб.

На снижение налоговых выплат с доходов по российским операциям может рассчитывать и Facebook; его представитель не ответил на вопросы.

Еще недавно налоговые органы отказывались пойти навстречу разработчикам онлайн-игр и сервисов – те пытались воспользоваться льготой по НДС, предусмотренной с 2008 г. для компаний, продающих софт и базы данных. ФНС даже судилась на эту тему с игровым подразделением Mail.ru: компания пыталась доказать, что те же игровые предметы – расширенная версия игры, которую пользователи получают за дополнительную плату, но не смогла.

Освобождение виртуальных покупок в соцсетях от НДС – разумная инициатива, считает Давид Капианидзе из BMS Law Firm, это приблизит российскую налоговую практику к европейскому подходу к налогообложению в сфере виртуальных покупок.

Представитель ФНС на запрос не ответил.

Пользователи двух крупнейших российских соцсетей «В контакте» и «Одноклассники» платят за сервисы и подарки в соцсетях, а также за игры