Король поменял наследника
Король Саудовской Аравии Салман в среду назначил первым престолонаследником своего 31-летнего сына Мухаммеда бен Салмана ас-Сауда. Решение 81-летнего монарха, взошедшего на престол два года назад, поддержал 31 из 34 членов Совета присяги, в который входят старшие принцы династии Саудитов. До этого первым в очереди был племянник короля – 58-летний Мухаммед бен Найеф, который ранее возглавлял МВД и был заместителем премьер-министра.
Новый наследный принц ранее отвечал за оборону, нефтяную и экономическую сферы, он обещал диверсифицировать экономику и избавить страну от нефтяной зависимости. Его программа реформ включает к том числе вывод на IPO национальной нефтяной компании Saudi Aramco. Именно он в марте встретился в Вашингтоне с президентом США Дональдом Трампом, чье первое зарубежное турне позже началось с Саудовской Аравии. Отношения двух стран охладились при президенте Бараке Обаме из-за подписания США соглашения по ядерной программе с Ираном – главным противником саудовцев. Непримиримую позицию по отношению к Ирану занимает и новый наследный принц.
Подготовка к изменению порядка передачи престола велась с апреля, когда несколько лояльных нынешнему кронпринцу молодых представителей династии были назначены на ключевые посты в сфере безопасности и дипломатии вместо сторонников племянника короля.
Король Салман хотел произвести эту замену еще два года назад, но на тот момент условия для этого не созрели и в Совете присяги провести такое решение было бы сложно, поясняет бывший посол России в Саудовской Аравии Андрей Бакланов. К тому же Мухаммед бен Салман за это время приобрел закалку в переговорах и получил новые полномочия, которые помогли ему переиграть конкурента, продолжает дипломат: «Это назначение полностью вписывается в логику развития внутриполитической ситуации, Мухаммед бен Найеф был представителем другой ветви, а линия наследования теперь выстроена точно по вертикали, от отца к сыну – раньше престол переходил от старшего брата к младшему». Существенных изменений во внешней политике Саудовской Аравии ожидать не стоит, ведь новый кронпринц уже был переговорщиком № 2 после короля, это было видно на его встречах и с Трампом, и с российским руководством, резюмирует Бакланов.