Союзник защитит себя сам

Белоруссия купила 12 российских истребителей Су-30СМ, прошедших испытания реальной войной в Сирии
Су-30МКИ оказался очень успешным самолетом с очень длинным жизненным циклом и при проведении модернизации может продаваться и дальше
Су-30МКИ оказался очень успешным самолетом с очень длинным жизненным циклом и при проведении модернизации может продаваться и дальше / Марина Лысцева / ТАСС

Россия и Белоруссия заключили контракт на поставку 12 истребителей Су-30СМ производства корпорации «Иркут» (входит в ОАК), заявил в понедельник на авиасалоне в Ле-Бурже директор Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Дмитрий Шугаев. Во вторник эту информацию государственному белорусскому агентству БелТА подтвердил представитель министерства обороны Белоруссии. Представитель «Иркута» от комментариев воздержался.

По словам человека, близкого к руководству «Рособоронэкспорта», сделка заключена напрямую без участия российского госпосредника. Это самый крупный разовый контракт по закупке Белоруссией российских вооружений. Ранее по двум контрактам 2012 и 2015 гг. Белоруссия получила восемь учебных самолетов Як-130 производства того же «Иркута», в России также были закуплены две батареи зенитно-ракетных комплексов «Тор М2». По словам менеджера одной из компаний ОАК, стоимость 12 Су-30СМ для Белоруссии составляет примерно $600 млн. При поставке самолетов будут использованы российские кредиты, темп поставок будет не слишком высокий, чтобы не создавать излишней нагрузки на бюджет: примерно четыре машины в год. Это первый контракт на поставку российских боевых самолетов нового производства с конца 2015 г.

История самолета

Вопрос о создании для Индии многофункционального истребителя на базе «спарки» Су-27 еще в 1993 г. поставил генконструктор «Сухого» Михаил Симонов. В 1996 г. был заключен контракт на его разработку, а в 2000 г. – о лицензионном производстве машины в Индии, которая стала первым заказчиком.

Ранее в 2015 г. зашли в тупик переговоры о создании на территории Белоруссии российской военно-воздушной базы, против чего в конечном счете выступил президент Александр Лукашенко. Белорусский лидер тогда заявил, что вместо создания базы Россия могла бы предоставить Белоруссии самолеты Су-30.

Многофункциональный истребитель Су-30СМ построен на базе созданного для ВВС Индии истребителя Су-30МКИ. Помимо Индии (которая закупила в общей сложности 272 самолета) машины этого типа поставлялись в Малайзию (18 единиц), Алжир (58 машин), Казахстан, а также ВВС и авиации ВМФ России (российскими заказчиками законтрактовано всего 116 машин). Их первое официальное боевое применение произошло в ходе российской операции в Сирии. Во время боевых действий Су-30СМ применялись как многофункциональные машины – они и вели патрулирование в воздухе, прикрывая ударные самолеты, и наносили удары по наземным объектам, говорит офицер Минобороны. Ранее в 2015 г. состоялась презентация самолета для российских союзников по ОДКБ, и первым из них машины этого типа закупил Казахстан, который планирует приобрести до 24 подобных машин. По словам человека, близкого к Минобороны, нельзя исключать, что еще одним заказчиком станет Армения, а после снятия санкций в 2020 г. – и Иран. Маркетинг машины ведется также в Юго-Восточной Азии.

Су-30МКИ оказался очень успешным самолетом с очень длинным жизненным циклом и при проведении модернизации может продаваться и дальше, говорит эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко. С учетом освоенности в производстве, возможности дальнейшей модернизации, созданной материально-технической базы по эксплуатации машины эту платформу можно считать наиболее успешным в рыночном отношении российским боевым самолетом, полагает он.