«Ростелеком» возвращает мобильность
«Ростелеком» может закупить до 6,6 млн sim-карт для предоставления стандартных услуг сотовой связи, а также свыше 0,2 млн sim-карт для подключения автоматических устройств (machine-to-machine, m2m). Это следует из конкурсной документации «Ростелекома». За обычную sim-карту оператор готов платить до 0,16–0,17 евро (в зависимости от региона поставки), за m2m – 0,94–0,96 евро. Общий бюджет закупки – до 1,47 млн евро, ее итоги «Ростелеком» планирует подвести 26 июня 2017 г.
После передачи в 2014 г. мобильных активов в СП с Tele2 у «Ростелекома» нет собственных мобильных сетей связи, но с прошлого года он работает в 65 регионах России как виртуальный оператор (MVNO, Mobile Virtual Network Operator) на сети этого самого СП – «Т2 РТК холдинга» (бренд Tele2). Коммерческий запуск проекта в большинстве регионов состоялся в IV квартале 2016 г., по итогам I квартала 2017 г. у «Ростелекома» было 224 000 сотовых абонентов, рассказывает его представитель Валерий Костарев. По итогам закупки будут заключаться рамочные договоры, конкретные поставки sim-карт будут зависеть от темпов подключения новых абонентов, замечает он.
По данным «ТМТ консалтинга», на конец 2016 г. в России насчитывалось 4,1 млн пользователей MVNO. За год их количество увеличилось примерно на 1,6 млн. Почти 75% абонентов MVNO обслуживала «дочка» «Мегафона» «Скартел» (работает по брендом Yota). На конец I квартала 2017 г. в России было менее 5 млн пользователей MVNO, т. е. заказ «Ростелекома» превышает их общее количество, отмечает гендиректор «ТМТ консалтинга» Константин Анкилов. По его прогнозу, к концу 2017 г. «Ростелеком» может оказаться вторым по количеству абонентов MVNO в России после Yota (сейчас обслуживает более 4 млн подписчиков). В последние два года темпы роста базы абонентов MVNO в России заметно выросли, следует из материалов «ТМТ консалтинга» (см. график). Анкилов связывает это с активной экспансией Yota в регионы, а также с появлением новых проектов в этом сегменте. Среди них Анкилов выделяет MVNO МГТС на сети МТС в Москве и «Эр-телеком холдинга» на сети «Мегафона».
Говорить о том, что у «Ростелекома» будет столько же сотовых абонентов, сколько поставлено sim-карт, нельзя, поскольку у «Ростелекома», как и у обычных сотовых операторов, есть отток абонентов, уточняет Костарев. Но у компании действительно большие планы по развитию MVNO – в частности, она планирует участвовать в комплексных закупках услуг мобильной и фиксированной связи для корпоративного и госсектора, утверждает он. MVNO позволяет оказывать все услуги от одного юридического лица, по одному договору, под единым брендом, объясняет Костарев. Для «Ростелекома» услуги мобильной связи – это дополнительный сервис для пользователей основных фиксированных услуг компании (интернет, ТВ, телефон), отмечает он.
Услуги MVNO, как составная часть конвергентных пакетов услуг, служат «Ростелекому» и другим операторам для скрепления и удержания абонентской базы, считает гендиректор Telecom Daily Денис Кусков. Опыт показывает, что от нескольких услуг, оплачиваемых по единому счету, сложнее отказаться, чем от одной, поэтому подобные предложения способствуют снижению оттока, объясняет он.
«Вымпелком» выпустил конвергентный пакет «Всё в одном» (предоставляет подписчикам пакетных сотовых тарифов услуги фиксированного интернета и платного ТВ за 1 руб. в месяц) в марте 2016 г. На конец I квартала 2017 г. этой возможностью воспользовалось 617 000 домохозяйств, рассказывает представитель «Вымпелкома» Анна Айбашева. Те, кто подключил пакет, менее склонны к переходам к другим операторам и общий срок их обслуживания дольше, утверждает она.
МГТС работает как MVNO на сети материнской МТС с 2014 г. По данным компании, на конец I квартала 2017 г. у нее было около 220 000 сотовых абонентов, за 2016 г. база пользователей мобильной связи МГТС выросла примерно на 70%. Выручка МГТС от услуг мобильной связи в 2016 г. составила 424 млн руб., следует из отчета компании. Она выросла год к году на 346%. Отток сотовых абонентов в 2016 г. у МГТС составил менее 3%, отмечает ее представитель. При этом, по данным S&P, у МТС в 2016 г. отток абонентов – 39%.