Деньги обогнали сенат США
Европейские партнеры начали финансировать «Северный поток – 2» еще до того, как были согласованы новые санкции США, сообщил зампред правления «Газпрома» Александр Медведев: «Все средства, как запланировано, уже пришли на счета Nord Stream 2 AG и работают на проекте». Проект получил от иностранных партнеров более 1 млрд евро – в равных долях от каждого (см. врез), пояснил он.
14 июня сенат США одобрил законопроект, который дает президенту США право вводить санкции в отношении того, кто разово инвестировал от $1 млн в строительство Россией экспортных трубопроводов или предоставил для этих целей оборудование, технологии и услуги. Сумма таких транзакций в течение года ограничена $5 млн.
«Там смешные цифры – $1 млн, когда проекты стоят многие миллиарды, – сказал Медведев. – Мы проекты реализовывали в сотрудничестве с европейскими компаниями, банками и экспортными кредитными агентствами. Думаю, законопроект ориентирован на американские компании. От того, что сроки финансирования сократились с 90 до 14 дней, нам ни жарко ни холодно. У нас сроки окупаемости инвестиций составляют десятки лет».
Что строят
«Северный поток – 2» должен стать альтернативой поставкам российского газа через Украину. Его длина составит 1220 км, пропускная способность – 55 млрд куб. м в год. Газопровод пройдет через Балтийское море в Германию, ввод ожидается к концу 2019 г. Партнеры проекта – Engie, OMV, Royal Dutch Shell, Uniper и Wintershall.
Руководство Nord Stream 2 AG исходит из того, что проект и дальше будет финансироваться так, как это записано в соглашении, заявил директор проекта Хеннинг Коте. Четких сроков, когда кредиторы должны будут предоставить следующий транш, нет. «Компания будет привлекать заемные средства по мере необходимости», – заверил директор «Северного потока – 2» и подчеркнул, что еще до появления финансовых партнеров «Газпром» предоставил гарантии на всю сумму, необходимую для реализации «Северного потока – 2».
Санкции США все же могут оказать на трубопроводный проект как прямое, так и опосредованное влияние, признает человек, близкий к одному из участников «Северного потока – 2». В частности, банки, имеющие бизнес в ЕС и США и финансирующие те компании, которые уже принимают участие в проекте, могут из-за угрозы санкций сократить это самое финансирование. Но, например, санкции 2014 г. не распространялись на действующие контракты, напоминает партнер Nevsky IP Law Николай Зайченко.
«Северный поток – 2» оценивается в 9,5 млрд евро. Единственным акционером проектной компании Nord Stream 2 AG, которая занимается исполнением трубопроводного проекта, является «Газпром». Соглашение о новой модели финансирования строительства газопровода было подписано «Газпромом», Engie, OMV, Royal Dutch Shell, Uniper и Wintershall в апреле 2017 г. Европейские компании обязались предоставить 4,75 млрд евро на реализацию проекта в виде долгосрочных кредитов, около 950 млн евро каждая. Представители «Газпрома», Shell, Uniper от комментариев отказались, остальные компании и минфин США не ответили на запросы «Ведомостей».
В случае выхода партнеров из проекта «Газпром» сможет справиться с ним собственными силами, уверен аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук. Низкая долговая нагрузка (чистый долг / EBITDA – 1,52) позволяет компании наращивать ее. «Газпром» может получить финансирование от банков или привлечет, например, азиатских инвесторов, заключает он.