Тариф «Антирекламный»
За отключение рекламы в сети WiFi «Максимателекома» платят чуть менее 10% пользователей. Увеличивать их долю компании невыгодно – размывается рекламная бизнес-модельБесплатный WiFi в поездах московского метро «Максимателеком» запустил в 2013 г. Сейчас сеть MT_Free работает в поездах «Аэроэкспресса», электричках на Московском центральном кольце, на наземном общественном транспорте (на инфраструктуре «дочки» «Мегафона» NetByNet). «Максимателеком» также работает в 10 российских аэропортах, включая Новосибирск, Иркутск, Казань и др. В мае 2017 г. «Максимателеком» запустил бесплатный WiFi на одной из линий метро Петербурга. Планируется, что все линии будут покрыты бесплатным WiFi к концу года. Планируется также, что бесплатный WiFi появится в подмосковных электричках, недавно говорил «Ведомостям» представитель «Максимателекома». В 2017 г. «Максимателеком» намерен ввести федеральный тариф на отключение рекламы и авторизации в сетях MT_Free по всей России.
«Максимателеком» ввел единый тариф, позволяющий пользователям его бесплатного WiFi на московском общественном транспорте избавиться от просмотра рекламы и переходить из одного сегмента его cети MT_Free в другой без авторизации, следует из сообщения оператора. Подключение услуги на месяц (без учета промопериода) стоит 277 руб., на три месяца – 777 руб., на полгода – 1377 руб., на год – 1977 руб. До сих пор пользователи должны были платить за такую возможность отдельно: в московском метро она стоила 129 руб. в месяц, на наземном транспорте – 100 руб. в месяц, рассказывает представитель оператора Илья Грабовский. Тариф доступен пользователям приложения «Максимателекома» МT_Cabinet.
По словам Грабовского, ежедневно к сети «Максимателекома» подключается до 1,5 млн уникальных пользователей. При этом на платное отключение рекламы подписано 140 000 абонентов, т. е. чуть более 9% дневной аудитории, отмечает он. На практике те, кто не смотрит рекламу, составляют около 7% аудитории сети, утверждает он. Комфортный показатель для оператора – 10–15%, в противном случае размывается бизнес-модель, окупающая бесплатный WiFi за счет показа рекламы, говорит Грабовский. Отчасти этим объясняется повышение «Максимателекомом» тарифов на отключение рекламы в 2016 г.: тогда плата за эту опцию выросла примерно на 30 руб. в месяц, напоминает он.
Ранее представители компании также говорили о намерениях предоставлять услуги в метро Нью-Йорка. Среди планов зарубежной экспансии «Максимателекома» – оказание услуг в метро Будапешта, а также совместные проекты с транспортными операторами стран Персидского залива, рассказал «Ведомостям» в мае 2017 г. совладелец «Максимателекома» Сергей Асланян.
По данным «ТМТ консалтинга», на конец 2016 г. «Максимателеком» обслуживал примерно 10% публичных точек доступа WiFi в России. Всего в России их было около 85 000. На «Максимателеком» приходилось примерно 52% выручки этого сегмента (всего – около 1,8 млрд руб.), посчитала ранее аналитик «ТМТ консалтинга» Ирина Якименко.
Сколько «Максимателеком» зарабатывает на отписке от рекламы, Грабовский не говорит. Не раскрывает «Максимателеком» и другие финансовые показатели. По данным «СПАРК-Интерфакса», в 2015 г. выручка компании составила чуть более 1,47 млрд руб. при чистом убытке в 331,5 млн руб. Представитель «Максимателекома» ранее называл эти цифры неверными.
Очевидно, MT_Free – крупнейший в России проект по числу пользователей, отказавшихся от рекламы за дополнительную плату, считает Грабовский. Это вполне возможно – об аналогичных по масштабам российских проектах, которые предлагают за плату отказаться от просмотра рекламы, неизвестно, согласна Якименко.
Гендиректор «Искрателекома» Алхас Мирзабеков считает долю в 9% пользователей, заплативших за отказ от рекламы, хорошим показателем. Бизнес-модель «Максимателекома» работает, уверен он.
С этим согласен гендиректор «ТМТ консалтинга» Константин Анкилов. Он сомневается, что доля платящих пользователей заметно увеличится. «Максимателеком» – первый российский оператор, которому удалось организовать крупный бизнес-проект на основе WiFi по рекламной модели, а затем убедить часть абонентов платить за сервис: пользователи приучены к тому, что беспроводной доступ бесплатен, а операторы – к тому, что предлагать его нужно корпоративным заказчикам (кафе, гостиницам и т. п.), отмечает он.