Чиновникам вернут свободу
Министерство труда и социальной защиты предлагает избавить чиновников от необходимости ежегодно отчитываться о своих аккаунтах и сайтах в интернете – требовать у них такой отчет будут только при наличии информации о нарушении требований к служебному поведению. Соответствующие поправки в закон о госслужбе опубликованы на портале раскрытия информации.
Принятый в 2016 г. по инициативе депутатов Госдумы Андрея Лугового (ЛДПР) и Владимира Бурматова («Единая Россия») закон обязал чиновников всех уровней ежегодно представлять отчеты об адресах сайтов и страниц в интернете, на которых те публиковали «общедоступную информацию» и «данные, позволяющие их идентифицировать». Претенденты на должности государственной и муниципальной службы должны отчитываться о своей интернет-активности за предшествующие три года. Отказ или неполный отчет грозит чиновникам увольнением, а претендентам – отказом в приеме на службу.
Впервые о своей интернет-активности чиновники отчитались весной 2017 г., и Минтруд пришел к выводу, что действующая редакция новых положений закона «затрудняет их эффективное применение на практике». Так, у претендентов на должности выявлены «значительные затруднения в представлении сведений за такой продолжительный срок», сообщает министерство. Кроме того, оно предлагает конкретизировать, какая именно «общедоступная информация» позволяет идентифицировать чиновников в интернете: многие присутствуют в интернете под псевдонимами, но другие могут узнать их по публикациям, поясняют авторы проекта. К таким данным предложено отнести фамилию, имя, фотографии, упоминание о месте службы чиновника.
Правила приема
Для претендентов на должности государственной и муниципальной службы обязанность подавать интернет-отчеты предложено сохранить, но период, за который им нужно отчитаться, может быть сокращен с трех лет до одного года, следует из поправок Минтруда.
Ранее отчитавшиеся чиновники тоже рассказывали «Ведомостям», что сложность представляет сбор всех размещенных данных о себе в интернете. Также служащим не ясно, нужно ли отчитываться тем, кто присутствует в интернете под псевдонимом. Некоторые чиновники также выражали опасения, что воспользоваться положениями закона могут их недоброжелатели, опубликовав «позволяющие идентифицировать» их сведения (например, фотографии) на ресурсах, о которых служащий не будет знать.
Введение тотального контроля над чиновниками изначально не объяснялось – вероятно, государство таким образом хотело контролировать соблюдение ими дисциплины и общепризнанных норм в интернете, полагает директор Центра технологий госуправления РАНХиГС Владимир Южаков. Но в таком случае можно было применить более технологичные методы контроля, говорит он: «Государство никого не должно обременять, в том числе и своих служащих». Предложение Минтруда говорит не о грядущей «оттепели», а только о прагматизме: очевидно, после первого отчета вместо множества аккаунтов в Facebook с призывами к митингам получено множество аполитичных аккаунтов в «Одноклассниках» с рецептами варенья, предполагает политолог Алексей Макаркин. Контролировать всю эту массу и слишком дорого, и технологически сложно; потому на смену первой светлой мысли пришла другая – проконтролировать тех, о чьей оппозиционности станет известно, заключает эксперт.