«Яндекс» зовет в «Дзен»

«Яндекс» предлагает блогерам и СМИ публиковать статьи и видеоролики прямо на его платформе «Дзен». За это он будет платить им долю от рекламных доходов
Зарабатывать на публикации контента будет не только «Яндекс», но и авторы
Зарабатывать на публикации контента будет не только «Яндекс», но и авторы / Максим Стулов / Ведомости

«Яндекс» открывает платформу для издателей, брендов и независимых авторов на базе сервиса «Яндекс.Дзен», рассказал руководитель этого сервиса Виктор Ламбурт. «Дзен» – рекомендательный сервис, он формирует персональную ленту новостей и доступен в браузере «Яндекса».

Ламбурт считает, что сервисы, задействующие в формировании ленты искусственный интеллект, совершат следующую революцию в медиапотреблении.

«Яндекс.Дзен» выделяет медиаисточники среди множества сайтов, затем начинает работать искусственный интеллект, который выделяет тексты и объекты, сортирует материалы по темам, рассказывает Ламбурт: «Он учитывает, что вы читаете, а что просто просматриваете». В результате, по его словам, получается «лента, которая интересна именно вам, а не вашим друзьям».

«Яндекс.Дзен» был запущен как эксперимент в составе Yandex Launcher в Мексике и Бразилии в 2015 г., а в июне 2016 г. лента персональных рекомендаций была интегрирована в браузер. По собственным данным, ежедневная аудитория «Дзена» составляет около 6 млн человек (при общей аудитории «Яндекса» в 52 млн человек, по данным TNS), в среднем они пользуются им 20 мин в день.

До этого «Дзен» публиковал лишь анонсы новостей и другого контента. Теперь же «Дзен» стал еще и инструментом для создания контента, говорит медиадиректор «Яндекс.Дзена» Даниил Трабун: издатели и независимые авторы смогут размещать информацию прямо на платформе. При этом возможность получения трафика от размещения анонсов останется, говорит он.

Зарабатывать на публикации контента будет не только «Яндекс», но и авторы: они будут создавать собственные каналы внутри «Дзена», публиковать там контент и получать деньги от рекламы. По словам Трабуна, авторы и СМИ смогут подключать к своим каналам любые рекламные сети.

Западные технологические компании давно пытаются работать с издателями. Так, социальная сеть Facebook еще два года назад запустила сервис прямой публикации новостей – Facebook Instant Articles. У Apple и Google есть сервисы Apple News и Google Accelerated Mobile Pages. Все они призваны упростить СМИ задачу по привлечению новых читателей и монетизации контента – ведь именно социальные сети и агрегаторы новостей стали для пользователей основными источниками новостей в сети. В Китае есть похожий на «Дзен» сервис Toutiao: в нем свой контент публикуют 350 000 СМИ, компаний и блогеров, писал в апреле журнал «Секрет фирмы». По его данным, около 70% всего онлайн-контента в Китае сейчас производится внутри Toutiao.

Не слишком прибыльно

14% выручки в первом полугодии 2016 г. в среднем принесло Condе Nast, Financial Times, NBCUniversal и The New York Times распространение контента на сторонних интернет-сервисах, подсчитывала компания Digital Content Next

Правда, не все СМИ довольны сотрудничеством с интернет-гигантами и считают глобальные технологические платформы скорее конкурентами, чем союзниками. Как отмечала в прошлом году eMarketer, СМИ размещали контент в Facebook и Google, надеясь, что пользователи продолжат читать другие статьи на сайте самого издания. Но они просчитались: люди стали больше времени проводить на этих платформах, чем только увеличили доходы последних. Это ставит издателей в сложное положение: соцсети дают гарантию, что их статьи прочитает большее число людей, но это приносит мало доходов, писала ранее FT.

«Яндекс.Дзен» – не конкурент для медиа, а новая среда распространения контента, уверяет Трабун. Медийная индустрия меняется, и скоро СМИ не обязательно будет иметь свой сайт – они будут продвигать свой контент на разных платформах (в соцсетях, мессенджерах, браузерах) и зарабатывать там же.

Мы готовы выкладывать свой контент даже на чужой площадке, но только если мы могли бы монетизировать его там не хуже, чем на своих ресурсах, говорит директор по массовым продуктам РБК Кирилл Титов. В противном случае нам не хотелось бы, чтобы «Яндекс» отдавал приоритет при ранжировании тому контенту, который публикуется на его площадке: издателям надо оставить выбор, отдавать свой контент полностью или продолжать публиковать лишь анонсы.

МТС – как бренду – интересен новый канал распространения, особенно с учетом мощного медийного ресурса «Яндекса», говорит представитель МТС Дмитрий Солодовников и обещает, что компания изучит его.

Блогер Антон Носик рад, что «Яндекс» хочет дать заработать авторам, но в перспективах такой монетизации сомневается. Единственный сервис, приносящий блогерам значительные доходы, – это YouTube, но зарабатывать на нем можно только при миллионных показах, а для этого блогерам приходится сначала самим закупать трафик. Лучше всего блогеры зарабатывают там, где сами являются собственниками, а также в ЖЖ и пабликах «В контакте», где они продают рекламу по персональным контрактам с рекламодателями и не делятся этими доходами с владельцами сервисов.