В новой схеме размещения рекламы стало меньше адресов

Особенно сильные сокращения – в центре Петербурга
Рекламных поверхностей станет меньше
Рекламных поверхностей станет меньше / Евгений Егоров / Ведомости

На сайте комитета по печати и взаимодействию со СМИ Петербурга в пятницу появилась новая схема размещения наружной рекламы. В ней указано 9271 место для размещения рекламных конструкций, говорится в документе. В предыдущей схеме, которая была утверждена в апреле 2014 г., рекламных конструкций было 9665. Наибольшему сокращению подверглись рекламные конструкции в Центральном районе – их число упало с 1097 до 681, на Невском проспекте осталось всего 83 адреса (было 174). С 1317 до 1162 сократилось число конструкций в Московском районе, с 558 до 435 – в Адмиралтейском районе. При этом увеличилось количество конструкций в спальных районах: с 760 до 806 – в Калининском районе, с 583 до 628 – в Кировском, с 778 до 862 – в Невском.

Торги новыми местами могут быть объявлены в пятницу на электронной площадке Сбербанка, сообщил председатель комитета по печати и взаимодействию со СМИ Петербурга Сергей Серезлеев. На торги будет выставлено 22–25 лотов, в которых будет от 50 до 750 конструкций, не менее 15% будет отдано малому и среднему бизнесу, говорит чиновник. По его словам, за год город хочет выручить за них 1,1–1,2 млрд руб.

Директор по маркетингу «Волгобалт медиа» Дмитрий Ганибалов сказал, что пока не изучил новую схему, еще предстоит сверить, что не попало в нее. Какой бы ни была новая схема, она хотя бы проясняет правила, по которым будет жить дальше рекламный рынок, потому что уже несколько лет он находится в подвешенном состоянии, говорит представитель другого рекламного оператора.

Все договоры на размещение наружной рекламы в Петербурге истекли в 2013 г., с тех пор администрации не удавалось провести новые торги (см. врез). Операторы платят в бюджет за использование земли под конструкциями. По словам Серезлеева, претензий к ним в этом вопросе нет.

С осени 2016 г. комитет по печати занимается демонтажем конструкций, которые не соответствуют требованиям КГИОПа об охране зон и объектов культурного наследия. Таких конструкций насчитывается около 1000 и почти все они демонтированы самими операторами, говорит Серезлеев. Теперь комитет начинает работу по демонтажу тех конструкций, которые по формату и по требованиям не соответствуют новой схеме, таких конструкций еще около 1000. По словам Серезлеева, демонтировать их комитет будет за свой счет, а потом будет добровольно или по суду взыскивать стоимость демонтажа с операторов.

Комитету будет трудно получить средства с операторов даже через суд, некоторые его подрядчики так демонтируют конструкции, что фактически их уничтожают, и в итоге скорее комитет должен оператору, чем наоборот, говорит топ-менеджер одного из операторов.

Три года без торгов

В 2014 г. администрация Петербурга уже выставляла на конкурс 8101 место (30 лотов) по стартовой цене 9 млрд руб. Но УФАС по Петербургу по многочисленным жалобам операторов аннулировало аукцион. Из-за претензий ФАС не удалось и провести аналогичные торги в 2016 г.

До принятия схемы 2014 г. в Петербурге было 14 500 мест для наружной рекламы.

По оценке северо-западного представительства АКАР, объем рынка наружной рекламы в Петербурге вырос на 3% до 3,7 млрд руб. Но во многом заслуга бюджетов политической рекламы, которая как категория в 2016 г. вошла в топ-6 активных сегментов, считает АКАР. В 2017 г. продолжающийся демонтаж сократит число носителей на 5–10%, коммерческая загрузка оставшихся повысится. Рынок инвентаря сократится на 10–15%, при этом администрация увеличит арендную плату на 20%, но операторы поднять цены не смогут – сейчас цену диктуют рекламодатели, говорит гендиректор петербургского офиса «ЭСПАР-аналитик» Вера Дементьева.

«С начала весны у нас возникают такие прецеденты: носители, на которые были оформлены договорные отношения на продолжительный срок, снимаются. Мы потеряли несколько рекламных мест на набережных в центре города», – сетует представитель одного из федеральных банков. «Рекламная фирма, с которой мы сотрудничаем, объясняет такие ситуации началом зачистки центра города к чемпионату мира по футболу и предлагает нам выбрать между возвратом денег или заменой места. Не для всех рекламных носителей, которые были сняты, находится равнозначная замена, партнеры предлагают из своего парка то, что свободно, а хорошие места, как правило, уже заняты на условиях долгосрочной аренды. Бывает, что альтернативных вариантов нет», – говорит собеседник «Ведомостей». «Намного жестче стали правила для вывесок: у чиновников уходит больше времени, чтобы согласовать место и размер», – добавил он. Если какой-то носитель уберут, рекламодатель всегда сможет добрать объем в других каналах, говорит другой рекламодатель. У МТС объемы размещения незначительно сократились, но уменьшение числа конструкций компании пока не коснулось, сообщает пресс-служба МТС «Северо-Запад».