Бренд разорившейся «Трансаэро» все еще стоит почти 51 млрд рублей
Почти все имущество некогда второй авиакомпании России – это нематериальные активыУ банкротящейся авиакомпании «Трансаэро» выявлено имущество балансовой стоимостью 65,279 млрд руб., заявил в среду в Арбитражном суде Санкт-Петербурга представитель временного управляющего Михаила Котова. «Трансаэро» была вторым игроком на российском рынке авиаперевозок после «Аэрофлота», в октябре 2015 г. была остановлена регулятором, в декабре 2015 г. в ней введена процедура наблюдения. В реестр требований кредиторов включены требования на 216 млрд руб., до конца июля должны быть рассмотрены еще пять требований на 12,5 млрд руб. в сумме. Вчера суд продлил наблюдение в компании до 13 сентября.
Об активах «Трансаэро» ничего не известно. Представитель «Трансаэро» рассказывал в мае, что в случае конкурсного производства и распродажи имущества кредиторы вернут около двух копеек на каждый рубль долга. Поэтому после новостей из суда «Трансаэро» на Московской бирже начала стремительно дорожать – рост доходил до 36%, к закрытию рост составил 20%, капитализация – 244,6 млрд руб.
«Инвентаризация активов авиакомпании еще не завершена. К сожалению, их балансовая стоимость и реальная стоимость находятся в разных, параллельных реальностях», – говорит представитель «Трансаэро». Котов в среду не отвечал на звонки.
Как выяснили «Ведомости», большая часть имущества, о котором говорил представитель управляющего, – это нематериальные активы. Согласно описи активов «Трансаэро» («Ведомости» с ней ознакомились, подлинность подтвердил человек, близкий к процессу банкротства) интеллектуальная собственность авиакомпании стоит 61,2 млрд руб. – как это было в ее бухгалтерском балансе до банкротства. Так «Трансаэро» оценила свои бренды в 2014 г., что позволило сохранить капитал в плюсе (при отрицательном значении гендиректор должен подать заявление о банкротстве). Аудитор выражал сомнения в обоснованности оценки.
Бренд на будущее
Менеджмент «Трансаэро» предлагает банкам-кредиторам выделить часть ее активов, продать их и на полученные средства запустить новую авиакомпанию. Ее деятельность позволила бы постепенно и частично вернуть средства кредиторов – банки изучают предложение. Новую авиакомпанию тоже можно назвать «Трансаэро», в России высока лояльность этому бренду, рассказывал источник в компании, которая работала с «Трансаэро».
На 31 декабря 2016 г. товарный знак «Трансаэро» стоит 50,75 млрд руб., еще 3,35 млрд руб. – товарный знак «электронный билет» (стилизованное изображение буквы «е»), 4,6 млрд руб. – бренд I-Transaero, 2,5 млрд руб. – товарный знак «I-Трансаэро» («Империал»). В 1,1 млрд руб. «Трансаэро» оценивала права на сайт transaero.kz и аранжировку песен для «Небесного экипажа», но в описи имущества эти активы не стоят ничего. Для сравнения: нематериальные активы всей группы «Аэрофлот» на конец 2016 г. стоили по балансу 1,8 млрд руб., говорится в отчете по МСФО.
У «Трансаэро» есть и материальные активы – оборудование и запчасти, но их полная опись еще не составлена, объясняет источник «Ведомостей».
«При наблюдении временный управляющий никакие активы (в том числе нематериальные) оценивать и переоценивать не обязан. Его задача – понять, можно ли вывести компанию из кризиса и возобновить деятельность. Оцениваться активы будут независимым оценщиком для продажи в процедуре конкурсного производства», – говорит управляющий партнер бюро А2 Михаил Александров.
«Бренды обанкротившихся авиакомпаний могут заинтересовать действующих перевозчиков, самый свежий пример – это S7, купившая права на бренд Cyprus Airways», – говорит гендиректор Infomost Борис Рыбак. Кипрская «дочка» S7 Charlie Airlines летом 2016 г. выиграла соответствующий конкурс министерства финансов Кипра и за 2 млн евро купила право 10 лет использовать торговую марку компании, обанкротившейся в 2015 г. «Бренд «Трансаэро» хуже, так как Cyprus Airways – национальный перевозчик почти с 70-летней историей и прочно ассоциировалась у туристов с Кипром», – объясняет Рыбак. Но и бренд «Трансаэро» может быть интересен: ее деятельность была масштабной, она была новаторской и пионерской для российской авиации, первой в России стала уважительно относиться к пассажирам, в целом пассажиры к ней лояльны, добавляет эксперт.