Выиграли от сбоя

Продажи контрактов конкурентов «Мегафона» в пятницу резко выросли из-за сбоя в его сети. К изменению рыночной доли «Мегафона» сбой вряд ли приведет, считают аналитики
Продажи контрактов МТС выросли во время масштабного сбоя на сети «Мегафона»
Продажи контрактов МТС выросли во время масштабного сбоя на сети «Мегафона» / Е.Кузьмина / Ведомости

Продажи sim-карт МТС в пятницу, 19 мая, в Москве выросли в 2 раза, в Поволжье наблюдался пятикратный рост продаж. Об этом рассказал представитель МТС Дмитрий Солодовников. По его словам, посетители салонов МТС стали чаще обращаться с просьбой перенести номер на ее сеть (услуга MNP). Их количество, а также число проданных sim-карт он не назвал.

В пятницу в «Т2 РТК холдинге» (Tele2) отмечался рост продаж в 2,5 раза по сравнению с обычным днем, утверждает его представитель Константин Прокшин.

Продажи контрактов МТС выросли во время масштабного сбоя на сети «Мегафона». В пятницу его абоненты в Москве, Нижнем Новгороде и еще нескольких городах Поволжья не могли звонить и пользоваться мобильным интернетом. Те же проблемы были и у абонентов «Скартела» (бренд Yota), принадлежащего «Мегафону» и работающего на его сети. О том, что связь восстановлена, оператор сообщил вечером 19 мая. Сотрудники конкурентов «Мегафона» объясняли произошедшее неполадками в HLR (Home Location Register), системе оператора, хранящей данные sim-карт абонентов.

На следующий день гендиректор «Мегафона» Сергей Солдатенков назвал аварию следствием ошибки программного обеспечения, извинился перед абонентами и пообещал компенсацию всем пострадавшим от сбоя – размер и форму оператор собирался сообщить в начале этой недели.

Пресыщение связью

44,6 млн столько активных sim-карт было на руках у абонентов в Москве и области на конец 2016 г., по информации AC&M Consulting. Проникновение составило 240%

Количество людей, переходящих в день по MNP в сеть другого оператора, настолько незначительно, что комментировать его не имеет смысла, сообщила представитель «Мегафона» Юлия Дорохина. Комментировать всплеск новых подключений конкурентов она отказалась.

Пятничный сбой в сети «Мегафона» не скажется серьезным образом на распределении долей операторов в тех регионах, которые он затронул, если он останется единичным случаем, уверен гендиректор Telecom Daily Денис Кусков. Всплеск подключений к другим операторам в день аварии он объясняет необходимостью – например, если кому-то нужно было сделать обязательный звонок. Но это вовсе не обязательно приведет к переключению абонентов на сеть конкурентов. «Мегафону» сейчас надо постараться не только избежать повторения ситуации, но и дать понять абонентам, что компании не все равно, считает Кусков. К тому же в абонентской базе любого оператора есть 10–15% так называемых бегунков, которые склонны переходить от одного оператора к другому, замечает он. Сбой мог спровоцировать их вновь сделать такой переход, но долгосрочного эффекта он не будет иметь, заключает Кусков.

Репутация оператора нарабатывается годами и не теряется за один день, замечает гендиректор «ТМТ консалтинга» Константин Анкилов. Негативный эффект от сбоя, безусловно, есть, но вряд ли он приведет к изменению отношения к «Мегафону», полагает он. Анкилов объясняет всплеск подключений главным образом желанием людей иметь резервный канал связи на случай таких сбоев.

Предыдущий крупный сбой сотовой связи произошел в январе 2016 г. в сети «Вымпелкома», но он затронул лишь Москву. Тогда собеседник «Ведомостей», близкий к «Вымпелкому», также объяснял сбой аварией в системе HLR. Еще один крупный сбой в работе сотовой связи, и тоже в Москве, произошел в октябре 2015 г.: несколько дней абоненты «Вымпелкома» не могли дозвониться до абонентов Yota, операторы перекладывали вину друг на друга.

Представитель «Вымпелкома» отказался от комментариев по соображениям этичности.