«Мегафон» не дал поговорить
В пятницу абоненты «Мегафона» в Москве, Нижнем Новгороде и еще нескольких городах Поволжья не могли звонить и пользоваться мобильным интернетом. Те же проблемы были и у абонентов «Скартела» (бренд Yota), принадлежащего «Мегафону» и работающего на его сети. В Москве и нескольких других городах наблюдаются временные сложности с голосовой связью, подтвердил в пятницу представитель оператора, а мобильный интернет работает в обычном режиме. Спустя несколько часов оператор предложил абонентам звонить через мессенджеры. Мобильные корпоративные телефоны сотрудников «Мегафона» в течение дня также были недоступны.
Сети МТС, «Вымпелкома» и «T2 РТК холдинга» (бренд Tele2) работали в штатном режиме, сообщают представители этих операторов.
PR-директор «Мегафона» Петр Лидов сказал, что сбой произошел из-за неполадок в работе программного обеспечения Hewlett-Packard: в пиковые периоды работы сети оно не выдержало нагрузки. Обе компании работают над решением, говорит Лидов, а «Мегафон» собственными силами пытается найти альтернативные решения, в том числе перенаправляет трафик из загруженных регионов в менее загруженные. К вечеру пятницы связь была восстановлена в Самаре, Казани и Саратове, заключил Лидов, для «Мегафона» это крупнейший сбой в истории.
Программное обеспечение для управления инфраструктурой сети предоставляет компания Hewlett Packard Enterprise. Она не ответила на запрос «Ведомостей».
Представитель «Мегафона» конкретизировал, что неполадки с программным обеспечением произошли в элементе сетевого оборудования. В хранилище данных, утверждает знакомый нескольких менеджеров «Мегафона». Сотрудники двух операторов знают, что сбой произошел в системе HLR (Home Location Register). Представитель «Мегафона» это не подтвердил. HLR обслуживает сети второго и третьего поколений, это база данных sim-карт и, если в ней неполадки, базовые станции не могут найти sim-карту абонента, объясняет один из собеседников.
Гендиректор «ТМТ консалтинга» Константин Анкилов подтверждает, что нарушение связи из-за сбоя в HLR вполне возможно. Теперь вопрос в том, как резервировались данные этой базы и как быстро «Мегафон» восстановит ее функционал, рассуждает он.
За несколько дней до сбоя «Мегафон» подхватил вирус WannaCry. Заражены были компьютеры и колл-центра, и розницы, сообщал тогда Лидов. С вирусной атакой нынешний сбой не связан, уверяет представитель «Мегафона».
В субботу гендиректор «Мегафона» Сергей Солдатенков в видеоролике пообещал компенсацию всем пострадавшим. Размер и форму оператор сообщит в начале недели.
Участники сбоев
Предыдущий крупный сбой сотовой связи произошел в январе 2016 г. в сети «Вымпелкома», но он затронул лишь Москву. Тогда собеседник «Ведомостей», близкий к «Вымпелкому», также объяснял сбой аварией в системе HLR. Еще один крупный сбой в работе сотовой связи, и тоже в Москве, произошел в октябре 2015 г.: несколько дней абоненты «Вымпелкома» не могли дозвониться до абонентов Yota, операторы перекладывали вину друг на друга.
Сколько абонентов пострадало от сбоя, «Мегафон» не сообщает, не оценены публично и потери в выручке «Мегафона» из-за аварии.
Они незначительны – существенная доля абонентов пользуется пакетными тарифами и платит сразу за месяц, рассуждает гендиректор Telecom Daily Денис Кусков.
Котировки бумаг «Мегафона» на сбой не реагировали. К 15.30 мск ГДР «Мегафона» на Лондонской бирже подорожали на 1,12% по сравнению с открытием сессии.
Скорее всего, не придется оператору тратиться и если абоненты пойдут в суд. Большого смысла требовать у оператора возмещения за неоказанные услуги нет, считает управляющий партнер коллегии адвокатов «Старинский, Корчаго и партнеры» Владимир Старинский: закон устанавливает неустойку в размере 3% от стоимости платы за предоставление услуг связи, т. е. от тарифа. Неустойка начисляется за каждый день, когда услуги связи не оказывались, и, если перерыв был коротким, иск выйдет копеечным, объясняет юрист. Если же перебои со связью стали причиной крупных убытков, закон предусматривает возможность их полного взыскания, но на практике таких дел единицы, да, кроме того, и рассчитывать, что суд их целиком удовлетворит, не стоит, заключает Старинский.