Украину зачистили от рунета

Президент Украины Петр Порошенко изолировал своих граждан от российских интернет-сервисов
Президент Украины Петр Порошенко изолировал своих граждан от российских интернет-сервисов / SERGEI SUPINSKY / AFP

Власти Украины ввели санкции против российских интернет-компаний «Яндекс» и Mail.ru Group (в том числе против ее социальных сетей «Одноклассники» и «В контакте»). Ограничительные меры одобрил Совет национальной безопасности и обороны Украины, президент страны Петр Порошенко подписал соответствующий указ. В феврале советник начальника украинского МВД Зорян Шкиряк заявлял, что российские социальные сети «Одноклассники» и «В контакте» необходимо заблокировать, а информационное пространство Украины освободить от российской пропаганды. В апреле правительство Украины предложило продлить и расширить антироссийские санкции «в связи с продолжающейся вооруженной агрессией России против Украины». Теперь местные интернет-провайдеры должны заблокировать на территории страны доступ к подпавшим под санкции сервисам.

Эти сервисы входят в топ-5 самых популярных на Украине. По данным Factum Group, которая считает интернет-пользователей Украины по заказу местной «Интернет ассоциации», самым популярным сайтом в стране остается Google, которым хотя бы раз в месяц пользуется почти 70% местных интернет-пользователей (здесь и далее данные за апрель), за ним следует YouTube (66%), «В контакте» (62%), «Яндекс» (59%) и «Одноклассники» (45%). С другой стороны, по данным Similarweb, «В контакте» получает 17,6% трафика с Украины, «Одноклассники» – 15,5%, а «Яндекс» – только 2,5%.

По данным самих компаний, сервисами «Яндекса» на Украине пользуется в среднем в месяц 11 млн человек, сервисами Mail.ru Group – 25 млн человек. Но такая большая украинская аудитория приносит компаниям лишь небольшую часть доходов, настаивают представители «Яндекса» и Mail.ru Group. В заявлении Mail.ru Group говорится, что доля украинского бизнеса в структуре выручки незначительна, но конкретные цифры не раскрываются. Аналитик «Открытия» Александр Венгранович со ссылкой на сотрудников «Яндекса» пишет, что Украина приносит этой интернет-компании 1–3% выручки. Представитель «Яндекса» подтвердил эти цифры. Венгранович полагает, что санкции не будут иметь серьезных негативных последствий для «Яндекса» и Mail.ru Group.

Судя по котировкам компаний, инвесторы с этим согласны. Вчера в начале дня бумаги Mail.ru на Лондонской бирже подешевели на несколько процентов, но по итогам торгов полностью восстановились в цене. Котировки «Яндекса» на бирже в Нью-Йорке вчера фактически не изменились.

Телеканалы под санкциями

В документе на сайте президента Украины также сообщается об ограничениях на вещание и о блокировании активов российских телекомпаний «ТВ центр», РБК, ВГТРК, «Звезда», «НТВ-плюс», ТНТ, ОТР и РЕН ТВ.

«Яндекс» и Mail.ru Group – крупные игроки рынка интернет-рекламы на Украине. Сотрудники украинских рекламных агентств и селлеров, опрошенные «Ведомостями», отказались от официальных комментариев, заявив, что новости застали их врасплох и требуется время, чтобы сформировать публичную позицию. В неофициальных разговорах мнения собеседников «Ведомостей» разделились. Так, сотрудник крупного селлера уверен, что уход с рынка «Яндекса» и Mail.ru Group не приведет к сокращению интернет-бюджетов – рекламодатели отдадут больше бюджетов лидеру рынка Google и Facebook, крупнейшей по доходам соцсети на Украине. Сотрудники двух рекламных агентств называют такой подход слишком оптимистичным – агентства во избежание юридических рисков в срочном порядке уже останавливают текущие размещения и теряют на этом деньги. Они уверены, что по крайней мере часть клиентов заморозят часть бюджетов и не будут сразу отдавать их на другие интернет-площадки: «Это очень плохое решение для нашего рынка рекламы».

Но главные, кто пострадает от блокировок, – простые пользователи, уверены все собеседники «Ведомостей». Помимо доступа к соцсетям люди потеряют доступ к почтовым ящикам, облачным хранилищам, где держат важную личную информацию, рассуждают они. Кроме того, многие локальные интернет-компании, прежде всего интернет-магазины, используют для аутентификации аккаунты в российских соцсетях и почтовые ящики российских интернет-сервисов, добавляют они. Представитель «Яндекса» также назвал главным пострадавшим простого пользователя: «Мы считаем Украину важной частью нашей работы и сожалеем, что санкции сводят на нет все многолетние усилия нашей команды».

Очевидно, часть пользователей Украины продолжат пользоваться российскими сервисами с помощью тех же анонимайзеров. В своем заявлении Mail.ru Group практически прямым текстом сообщает украинцам о возможностях обхода блокировок: «Существующие возможности специальных сервисов позволят продолжить использовать наши интернет-ресурсы».

Президент Украины Петр Порошенко изолировал своих граждан от российских интернет-сервисов