«Камаз» вернулся в Казахстан

Падение экспорта «Камаза» в страны ближнего зарубежья сменилось ростом в I квартале 2017 года
К уровню докризисных продаж в Казахстане «Камаз» сможет вернуться еще не скоро
К уровню докризисных продаж в Казахстане «Камаз» сможет вернуться еще не скоро / Andrey Rudakov / Bloomberg

«Камаз» по итогам I квартала 2017 г. отправил в страны СНГ 544 машины и сборочных комплекта – на 29% больше, чем в январе – марте прошлого года. Доля стран ближнего зарубежья в общем экспорте компании (который вырос на 11%) увеличилась почти на 7 п. п. до 48%. Это следует из отчета «Камаза», опубликованного в пятницу.

Последние годы поставки в страны ближнего зарубежья, напротив, сокращались даже при увеличении общего экспорта продукции «Камаза» (см. график). Рост экспорта в страны СНГ обеспечили прежде всего поставки в Казахстан, поясняет представитель автопроизводителя. Если по итогам 2016 г. они упали примерно на 60%, то в I квартале 2017 г. по сравнению с аналогичным периодом 2016 г. выросли более чем вдвое, отмечает он.

По итогам 2016 г. доля экспорта в общих продажах «Камаза» в денежном выражении составила 13,7% (или 16,4 млрд руб.), в I квартале 2017 г. – 16,9% (или 4,5 млрд руб), по данным квартального отчета. Доля поставок непосредственно в страны СНГ не уточняется. На маржинальности экспортных поставок автопроизводителей России в дальнее зарубежье по сравнению с ближним положительно сказалась девальвация рубля 2014 г., однако более длинное логистическое плечо оказывает обратное влияние, отмечает руководитель группы по оказанию услуг предприятиям автопрома в СНГ EY Андрей Томышев.

Улучшается общее состояние экономики Казахстана, объясняется в отчете «Камаза». В I квартале рост ВВП страны составил 3%. Положительную динамику демонстрируют промышленность, сельское хозяйство. «Драйвером роста экономики продолжает оставаться строительство», – говорится в отчете. Объемы строительных работ увеличились на 7,1%, ввод в эксплуатацию жилых домов – на 25,3%. На инвестиционную активность благоприятно влияет реализация инфраструктурных проектов, поддерживаемых государством, отмечает компания. Экономика Казахстана тесно связана с экономикой России, так же зависит от экспортных цен на углеводородное сырье, металлы и изменяется аналогичным образом, комментирует Томышев. Поэтому сейчас, когда цены на нефть подросли, в экономике обеих стран наблюдается тенденция к началу роста, а развитие производства увеличивает спрос на коммерческие автомобили, отмечает он.

Росту также помогает господдержка экспорта – государство, в частности, компенсирует часть транспортных расходов, отмечает представитель «Камаза». Размер получаемых субсидий он не раскрыл. Субсидирование логистических расходов при экспорте, которое предлагает государство, может оказать положительное влияние на его маржинальность и объемы, говорит Томышев.

По итогам 2017 г. «Камаз» рассчитывает сохранить экспорт на уровне 2016 г., продолжает представитель компании. Заканчивается выполнение крупного контракта для поставок на Кубу и компания ищет другие рынки сбыта, поясняет он. По его прогнозу, доля поставок в страны СНГ продолжит расти в течение всего 2017 года – за счет восстановления местных рынков, прежде всего Казахстана. В этой стране у компании есть совместное сборочное предприятие, но расширять выпускаемый там модельный ряд пока не планируется, говорит собеседник. Нет планов и по началу экспортных поставок грузовиков нового поколения с кабиной и узлами Daimler. Эти машины помогают компании увеличивать продажи на домашнем рынке. В I квартале 2017 г. они увеличились на 34%, а весь рынок тяжелых грузовиков полной массой 14–40 т подрос на 33%, по оценке «Камаза».

В I квартале 2012 г. «Камаз» поставил в Казахстан 589 машин и сборочных комплектов, за такой же период 2013 г. – 446, 2014 г. – 411, 2015 г. – 149, 2016 г. – 138, в 2017 г. – 292, по данным отчетов компании. На восстановление спроса на рынке до докризисного уровня понадобится несколько лет, считает Томышев.

Восстановление спроса в Казахстане, который раньше был крупнейшим зарубежным рынком для «Камаза» и других российских автозаводов, позволяет реализовывать стратегию компании по увеличению доли экспорта в общих продажах и снижать зависимость от ситуации на российском рынке, комментирует аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов.

Представители группы ГАЗ, УАЗа, «АвтоВАЗа» не ответили.