Открылся российский павильон на 57 Венецианской биеннале современного искусства
Он наполнен серьезными нравоучительными произведениями
Наш павильон на самой заслуженной, столетней выдержки, всемирной выставке современного искусства – Венецианской биеннале – производит сильное впечатление. Особенно в своей центральной части – антитоталитарной. Гриша Брускин, один из первых классиков постсоветского искусства, создал очень зрелищный, мощный и одновременно пародийный проект. «Смена декораций» – художнический ответ на 100-летие русской революции.
Сотни крупных монструозных гипсовых фигур и тысячи мелких, образующих потоки человекообразной массы, выставлены поодиночке и в составе парадного действа. Гибридные герои соединяют в себе черты древних идолов с песьими головами и персонажей советской мифологии. Скульптурный театр открывается сценой, где над организованными толпами маленьких человечков возвышается двуглавый орел с шестеренками на пузе. Стены залов становятся сценой для другого театра – теней. Их отбрасывают маленькие монстры, а проектор приводит тени в движение плюс неожидаемая музыка, заполняющая пространство (работа композиторов Дмитрия Курляндского, Петра Айду и Константина Дудакова-Кашуро заслуживает рецензии, но музыкального критика). Разыгрываемый гипсовыми человечками и их богами спектакль отсылает и к известным антиутопиям, и к пафосу фильмов Сергея Эйзенштейна, пародируя его, и к прежним, ранним постсоветским работам Брускина. Антиутопии вечно повторяются вслед за проявлениями имперского пафоса, и нынешние люди для мифотворцев такая же податливая масса для манипуляций, как и древний египетский народ. Но это – поверхностное прочтение «Смены декораций», без детального разбора характера-вида героев и постановки массовых сцен.
Вторая часть проекта в Teatrum Orbis (многозначительное название заимствовано куратором Семеном Михайловским у средневекового атласа) в нашем павильоне отдана популярной группе Recycle, критически, но эффектно ставящей проблему зависимости от виртуального мира. Белые пластмассовые горки с выступающими фрагментами человеческих тел – только видимая часть их постинтернет-скульптуры (авторское определение) Blocked Content. Скачав на свой телефон или планшет специальное приложение, можно увидеть на экране личного гаджета, как из реальных фрагментов складываются цветные и движущиеся виртуальные тела. Вопреки замыслу авторов ирреальное привлекательнее реального, так что погибших во льдах интернета можно понять.
Самые нарядные
Если работа Гриши Брускина отмечает новый и важный этап его художнической жизни, то «ресайклы» Егор Кузнецов и Андрей Блохин в параллельной программе прошлой Венецианской биеннале показали визуально мощную огромную инсталляцию «Конверсия», имитирующую церковный алтарь, так что нынешняя их работа – не из лучших. Что же касается третьей участницы – Саши Пироговой, то ее манерное видео с медленно возрождающимися из земли к свету молодыми, опрятно одетыми актерами многозначительно и красиво до полного гламура. Вторичность этой работы особенно заметна помнящим, как в том же месте несколько биеннале назад показывали видео группы АЕС+Ф, по смыслу и воплощению многократно более сложное и умное, чем у Пироговой.
В целом наш павильон представляет единое и вполне содержательное высказывание, где главные слова сказаны Гришей Брускиным (это же в беседе с «Ведомостями» отметила и директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова). То, что он самый высокопарный и назидательный среди других национальных площадок биеннале, так как русские, как известно, любят посерьезнее.-
Венеция
До 26 ноября
Россию на проходящей в Венеции 57-й биеннале современного искусства представляют четыре художника. Их совместное сочинение называется Theatrum Orbis. В его первой части на первом этаже павильона Григорий Брускин показывает многофигурную инсталляцию «Смена декораций» о последних переменах на сцене всемирного театра