Facebook поборется с пропагандой

Facebook изучил типы манипуляций в соцсети. Компания заметила, что ее используют в пропагандистских целях, и будет с этим бороться
Для снижения рисков злоупотребления соцсетью Facebook постоянно отслеживает и изучает попытки манипулирования общественным дискурсом
Для снижения рисков злоупотребления соцсетью Facebook постоянно отслеживает и изучает попытки манипулирования общественным дискурсом / Noah Berger / AP

Facebook заметил и изучил злонамеренные попытки использовать соцсеть в пропагандистских целях и сообщил в специальном докладе, как планирует с ними бороться. Такие явления компания наблюдала во время предвыборной кампании в США в прошлом году, причем в ряде случаев это были «масштабные скоординированные действия» (см. врез).

Объектом изучения стали «информационные операции», под которыми Facebook подразумевает организованные усилия со стороны государств или негосударственных структур по искажению политических настроений общества у себя дома или в другой стране, чаще всего ради достижения стратегической или геополитической цели. Для этого используется запуск фальшивых новостей, разжигающих ненависть мемов, прямая дезинформация или создание сетей фальшивых аккаунтов, которые начинают действовать одновременно, раздувая лайками и репостами значимость определенной информации. Цель этих усилий – зародить сомнения и недоверие к политическим институтам, внести смятение и путаницу в обсуждение какой-либо темы и продвигать или компрометировать конкретные темы или события.

Facebook разделил информационные операции в соцсети на три типа. Один из них – направленный сбор данных, чаще всего с целью обнародования непубличной, но важной информации о ком-то или о чем-то с целью манипулировать общественными настроениями. Другой подразумевает создание реального или ложного контента, часто через слив информации традиционным СМИ, в том числе через сфабрикованные аккаунты реальных персон. Третий тип – искусственное раздувание популярности некой темы или мнения с помощью скоординированных усилий фейковых аккаунтов.

С чего все началось

Сразу после выборов президента США администрацию соцсети обвинили в том, что она, позволяя распространение фейковых новостей, способствовала победе Дональда Трампа. Тогда руководитель Facebook Марк Цукерберг назвал эти утверждения безумными. Правда, вскоре компания признала проблему фейковых новостей и занялась их отслеживанием, проверкой и маркировкой, а также прекратила рекламировать сайты, которые, по ее сведениям, распространяют информационные фальшивки.

Так, в 2016 г. создавались фейковые аккаунты для распространения украденной информации из взломанной почты участников выборов в США, сказано в докладе. Правда, компания оценивает объем такой деятельности как «статистически незначительный». Во Франции, где весной проходят президентские выборы, Facebook принял меры более чем к 30 000 фальшивых аккаунтов, по данным на 13 апреля. Компания уточнила, что научилась опознавать фейковые аккаунты по анализу их деятельности.

Прежние усилия по обеспечению безопасности в соцсетях, как пишет компания, – борьбу со взломом аккаунтов, вирусами, спамом и финансовыми мошенничествами – ей пришлось расширить. Новые проблемы – «тонкие и неочевидные» формы злоупотребления информацией – Facebook считает сложными для изучения и борьбы и обещает, что его наработки будут постоянно развиваться.

Для снижения рисков злоупотребления соцсетью Facebook постоянно отслеживает и изучает попытки манипулирования общественным дискурсом на своей площадке. Компания вводит новые методы защиты аккаунтов и проверки их защищенности, включая технологии по выявлению фейковых аккаунтов. При этом компания считает: эффективной борьба с манипуляциями будет, только если в ней будет участвовать все общество.