НМГ объединяет новости

Новости для РЕН ТВ, «Пятого канала» и «Известий» будет производить единый центр
Чтобы бренд газеты «Известия» не умер, НМГ создала мультимедийный центр
Чтобы бренд газеты «Известия» не умер, НМГ создала мультимедийный центр / Сергей Портер / Ведомости

«Национальная медиа группа» (НМГ) объединяет производство новостей для своих активов в мультимедийном информационном центре (МИЦ), который будет работать под брендом «Известия», рассказала в интервью «Ведомостям» гендиректор этого холдинга Ольга Паскина. МИЦ, по ее словам, будет создавать контент для нескольких СМИ, которыми владеет НМГ, – для телеканалов РЕН ТВ и «Пятый канал», а также для самой газеты «Известия». До сих пор журналисты и новостные службы этих СМИ жили по отдельности, а это значительная часть сотрудников компаний и их расходов, указывает Паскина, но подчеркивает, что и после объединения у каждого СМИ будет свой главный редактор и своя редакционная политика. Возглавил центр руководитель ТВ-блока холдинга и гендиректор РЕН ТВ Владимир Тюлин.

Это один из проектов в рамках общей стратегии по синергии активов и увеличению операционной эффективности холдинга, объяснила Паскина: «Процессы, которые не имеет смысла задваивать, мы перестраиваем и освободившиеся ресурсы направляем на развитие». Одна из главных целей создания МИЦа – вывести сайты РЕН ТВ, «Пятого» и «Известий» в топ-5 новостных ресурсов рунета, заявила Паскина.

Холдинг НМГ создан в 2008 г. в результате объединения медиаактивов банка «Россия» Юрия Ковальчука, «Сургутнефтегаза», страховой группы «Согаз» и Алексея Мордашова. В прошлом году миноритарный пакет группы приобрел конкурирующий холдинг «Газпром-медиа». Точная структура акционерного капитала группы не раскрывается. Представитель группы прежде лишь уточнял, что пакет банка «Россия» в НМГ ниже контрольного.

Стоимость активов компании по состоянию на конец марта 2016 г. RAEX оценивала в 16,5 млрд руб. Выручка группы в 2016 г. выросла на 54% до 25 млрд руб.

До середины прошлого года «Известиями» управлял Арам Габрелянов, группа не продлила контракт с ним и теперь управляет газетой самостоятельно. «Жизнь газеты имеет свой горизонт. И либо бренд со временем будет терять свою аудиторию, либо мы наполним его новыми смыслами», – объяснила Паскина. Она отказалась раскрыть, на сколько снизится число сотрудников новостных служб каналов и газеты после запуска МИЦа и на сколько сократятся затраты НМГ. Гендиректор лишь уточнила, что полностью МИЦ развернется как проект к концу года.

Чем владеет НМГ

В медиагруппу входят РЕН ТВ, «Пятый канал», производитель сериалов Art Pictures Vision, газеты «Известия», «Спорт-экспресс» и «Metro-Петербург». НМГ через партнерства с Discovery, Viasat и Turner Media управляет дистрибуцией в России множества платных телеканалов. Также группе принадлежит блокпакет «Первого канала», а ее структура опосредованно контролирует миноритарный пакет «СТС медиа».

Тюлин также отказался раскрывать конкретные цифры, но указал, что смысл проекта – не сокращения, а освобождение дополнительных ресурсов под развитие. Сейчас часть процессов производства новостей у РЕН ТВ и «Пятого канала» дублируют друг друга, указывает он: «И, очевидно, каждый канал по отдельности не может тратить на новости столько же, сколько главные федеральные телеканалы. Если мы объединяем службы, то наши возможности сильно вырастают». Речь вовсе не идет о том, что съемочные группы каналов начнут писать тексты в «Известия», указывает Тюлин, зато каналы могут предоставить сайту «Известия» видеоконтент, а журналисты газеты каналам – дополнительную информацию, свои знания и связи с источниками. Ни одна газета или онлайн-СМИ не имеет таких ресурсов, как телеканал, по производству видео и работе с графикой, добавил он, и с развитием digital это становится все более сильным конкурентным преимуществом.

Гендиректор НТВ Алексей Земский говорит, что объединение производства новостей для нескольких СМИ в одном центре – правильное решение для холдинга. Так холдинг экономит и на сотрудниках, и на оборудовании, указывает он: «На место события выезжает не две-три съемочных группы, а одна. Также СМИ проще координировать информационную политику, не конкурировать, а, наоборот, сотрудничать по каким-то темам». Точно оценить финансовый эффект такой оптимизации он затруднился: «В перспективе нескольких лет он может быть очень существенным».

НМГ далеко не первая медиакомпания в России, которая объединяет производство новостей для разных типов СМИ. Несколько лет назад объединенную редакцию Life, которая производила новости одновременно для телеканала, сайта и газеты «Известия», запустил Габрелянов. В 2013 г. редакции сайта, газеты и журнала объединил холдинг РБК. И сотрудники холдинга рассказывали «Ведомостям», что со временем влиться в объединенную редакцию должен был и канал РБК. И Габрелянов, и РБК при этом брали пример с американских и европейских коллег. Топ-менеджер крупного холдинга указывает, что у информационного центра НМГ, с одной стороны, и РБК и Life – с другой, все-таки разный масштаб и охват: МИЦ «Известия» будет создавать контент для двух очень крупных федеральных телеканалов. Сотрудник НМГ согласен: «Мы говорим уже не об объединенной редакции, а об информационной продакшн-компании».