Google заплатит за русский мир

Антимонопольная служба помогла «Яндексу» (на фото – основатель компании Аркадий Волож) встроиться в Android
Антимонопольная служба помогла «Яндексу» (на фото – основатель компании Аркадий Волож) встроиться в Android / Евгений Разумный / Ведомости

Арбитражный суд Московского округа утвердил мировое соглашение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) и Google, сообщили представители сторон. Таков итог более чем двухлетнего конфликта Google и его российского конкурента «Яндекса», приведшего к антимонопольному разбирательству. Google заплатит два штрафа: 438 млн руб. по делу и 1 млн руб. за неисполнение предписания ФАС. Срок действия мирового соглашения – 6 лет и 9 месяцев.

После сообщения ФАС котировки «Яндекса» на NASDAQ взлетели на 5%, а к 20.40 мск они выросли на 7,65% и составили $24,47.

«Яндекс» критиковал Google, управляющий самой популярной операционной системой для смартфонов и планшетов Android (более 70% мирового рынка, по данным StatCounter), за то, что тот запрещает производителям устройств предустанавливать на них сервисы конкурентов – в частности, поисковый. Несколько вендоров отказались работать с «Яндексом», сославшись на запрет Google. Более того, Google требовал предустанавливать свой поисковый сервис, а именно это – основной источник доходов и Google, и «Яндекса». Доля поиска «Яндекса» на мобильных устройствах начала снижаться, жаловалась компания.

В 2015 г. «Яндекс» пожаловался в ФАС, и она признала Google нарушителем закона о конкуренции: самый эффективный канал распространения приложений – предустановка – оказался полностью зарезервирован за Google. Кроме того, писала ФАС, Google предоставлял производителям магазин Google Play (основной источник приложений на ОС Android. – «Ведомости») на особых условиях: в обмен те были обязаны установить поиск Google в качестве основного, а другие приложения Google – на приоритетных местах экранов.

В конце 2015 г. ФАС обязала Google убрать из договоров запретительные условия, уведомить пользователей Android о возможности смены поисковой системы, а также потребовала отвязать магазин Google Play от других сервисов, т. е. американская компания больше не могла в России требовать устанавливать поиск Google вместе с магазином Google Play.

Сотрудники интернет-компаний и чиновники рассказывали «Ведомостям», что Google смущал именно этот пункт: он ставил под угрозу его основную бизнес-модель, по которой Android предоставляется бесплатно, а зарабатывает компания на дистрибуции поиска. На решение ФАС обратили бы внимание другие антимонопольные органы, в частности Евросоюза, где идет аналогичное расследование. Еврокомиссия может захотеть ознакомится с сутью мирового соглашения ФАС и Google и принять его во внимание при разрешении спора в Евросоюзе, говорит Наталья Коростелева из адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры», представлявшего «Яндекс» в этом разбирательстве.

Microsoft против Еврокомиссии

Исход тяжбы антимонопольной службы и Google не похож на разбирательство Еврокомиссии с Microsoft – она распространяла свой браузер Explorer вместе с ОС Windows. Чиновники Евросоюза в 2009 г. признали, что Microsoft ущемляет интересы разработчиков других браузеров, и компания была вынуждена ввести окно выбора браузеров при первом запуске Windows.

В мировом соглашении ФАС пошла на компромисс: не стала настаивать, чтобы Google отказался от бизнес-модели. А Google согласился установить сервисы конкурентов и готов разработать окно выбора, сообщил замруководителя ФАС Алексей Доценко: владельцы поисковых систем могут в течение 60 дней обратиться к Google, чтобы тот включил их в это окно. Коммерческое соглашение о дистрибуции с «Яндексом» сервисов уже есть, сообщил Google, оно одобрено ФАС и даст дополнительные возможности продвижения поискового сервиса «Яндекс» в браузере Chrome.

ФАС не предписывала создавать окно выбора, Google пошел на это, чтобы компенсировать прежние антиконкурентные практики, сказала начальница управления ФАС Елена Заева: этого и устранения запретов в договорах с вендорами достаточно, чтобы устранить последствия нарушений Google. Окно выбора, по ее мнению, необходимо: сами пользователи не очень активно меняют сервисы.

Отказ Google от эксклюзивности его приложений на Android – самая важная часть соглашения, считает гендиректор «Яндекса» в России Александр Шульгин: «Теперь можно договариваться о предустановке наших сервисов с любыми производителями». Основатель «Яндекса» Аркадий Волож считает, что окна выбора достаточно для свободного распространения приложений на Android.

Мировые соглашения с антимонопольным органом имеют специфику, говорит руководитель антимонопольной практики Sameta Андрей Астанин. Антимонопольный орган был обязан учесть позицию «Яндекса» как заявителя, посчитавшего, что его права нарушены, – без этого суд не утвердил бы соглашение. Так что, скорее всего, «Яндекс» удовлетворен предложенными условиями, считает юрист. По его мнению, это дело вряд ли повлияет на аналогичные дела, так как претензии в разных странах не идентичны. Тем не менее, вынося решения, иностранные антимонопольные органы, безусловно, будут принимать во внимание российский кейс, включая аргументы сторон, полагает Астанин.