Ротация на научной основе

Серийные февральские отставки губернаторов стали первым результатом новой кадровой политики Кремля
Серийные февральские отставки губернаторов стали первым результатом новой кадровой политики Кремля / Е. Разумный / Ведомости

Подбор новых руководителей для пяти регионов, где в первой половине февраля произошли отставки губернаторов, шел с начала января, рассказали «Ведомостям» два собеседника в Кремле. Изначально на каждую позицию были подобраны по 5–7 кандидатов, затем с ними проводились тесты на уровень профессиональных компетенций, личных качеств и потенциала, а также на готовность возглавить тот или иной регион, пояснил один из собеседников: «Эта практика была взята из бизнес-моделей подбора кадров. В том числе проводились компьютерное тестирование и по нескольку собеседований, включая перекрестные». В результате для каждого региона на выбор Владимиру Путину были подготовлены по три кандидата, многие из которых были ему уже знакомы по работе в аппарате правительства, когда он был премьером.

Решения о замене губернаторов из числа тех, у кого заканчивался срок полномочий, тоже принимались после детального изучения ситуации на местах, говорит второй собеседник. Для этого в управлении внутренней политики были разработаны критерии эффективности губернаторов, учитывающие динамику экономической ситуации, электоральные рейтинги, наличие конфликтов внутри местных элит и коррупционную составляющую. Эти данные Кремль получал на основе изучения различных рейтингов, подготовленных по заказу администрации президента, опросов ФСО, ВЦИОМа и ФОМа, учитывался и «запрос региона на обновление», добавляет собеседник.

Новые «пакетные» отставки губернаторов, по словам обоих собеседников, не планируются, но в случае необходимости реагирования на возможные проблемы в каком-либо из регионов единичные отставки исключать нельзя, добавил второй собеседник.

Пять отставок

6 февраля уволился Виктор Басаргин (Пермский край), на следующий день – Вячеслав Наговицын (Бурятия). С 13 по 15 февраля заявления об отставке подали Сергей Митин (Новгородская обл.), Олег Ковалев (Рязанская обл.) и Александр Худилайнен (Карелия).

Поздно вечером в четверг президент принял в Кремле теперь уже бывших губернаторов. Путин поблагодарил их за проделанную работу, назвал ротацию кадров «совершенно естественным процессом» и попросил помочь преемникам, добавив, что это главное, ради чего он их собрал. Все отставники будут представлены к госнаградам, сообщили в пятницу в Кремле.

При прежних кремлевских порядках никаких внятных правил ротации губернаторов либо не практиковали вовсе, либо вводили, но затем перечеркивали многочисленными исключениями, отмечает политолог Виталий Иванов: «Любые ясные правила всегда лучше, чем их отсутствие. Они ограничивают свободу маневра, но положа руку на сердце в кадровых вопросах ее давно пора ограничить». Риск этой системы в том, что она «не формализована и не застрахована от попыток ее обойти», полагает эксперт: «Все тестовые регионы, кроме, пожалуй, Пермского края, никого из серьезных игроков особо не интересовали. Подождем, когда дойдет очередь до Новосибирской области, Иркутской или какого-то из кавказских регионов».

То, что при назначении учитываются социальные настроения в регионах, например степень усталости от местных элит и запрос на варяга, это правильно, считает политолог Аббас Галлямов: «Да и сам факт того, что Кремль хочет продемонстрировать, что подбирает кандидатов, исходя из объективных критериев, а не чьих-то хотелок, можно только приветствовать». Что же касается встречи с отставниками, то целей у нее было две, полагает эксперт: «Первая – успокоить нервничающий губернаторский корпус, показав, что даже отправленные в отставку могут рассчитывать на лояльность Кремля. Вторая – обеспечить максимально комфортный режим вхождения во власть для новых лидеров». Ведь бывшие губернаторы часто новичкам мешают, а нередко становятся серьезными центрами силы, вокруг которых группируется оппозиция, напоминает Галлямов: «Делать это теперь будет сложнее. Все-таки Путин лично попросил их помогать новичкам, а проигнорировать личную просьбу президента способны далеко не все».