Оптическая сеть для Подмосковья
Московская фиксированная «дочка» МТС – МГТС объявила конкурс на проектирование и строительство сети в подмосковных Мытищах, следует из конкурсной документации оператора. Оператор также ищет подрядчика на печать и доставку счетов абонентам в Московской области. По словам представителя МГТС Татьяны Мартьяновой, оператор планирует работать и в других подмосковных городах, расположенных ближе 50 км от МКАД: ему интересны Одинцово, Реутов, Балашиха, Некрасовка, а также новая Москва (территории, вошедшие в черту города с 1 июля 2012 г.). По ее словам, экспансию в Подмосковье предусматривает стратегия развития оператора до 2020 г.
По предварительным планам МГТС, ее сетью к 2020 г. будет охвачено около 300 000 домохозяйств Подмосковья, к ней будет подключено около 100 000 абонентов – в первую очередь ШПД. Бюджет проекта до конца 2020 г. может составить около 1,2 млрд руб., говорит Мартьянова.
У МГТС уже есть около 50 000 абонентов в Подмосковье, но это либо подписчики ее «дочки» АМТ, либо бывшие абоненты «Комстара», присоединенного к МТС в 2010 г., объясняет Мартьянова.
В городах и поселках в радиусе 50 км от Москвы конкуренция не меньше, чем в столице, поэтому оператор будет использовать для подключения только технологию GPON, обещает Мартьянова. По этой технологии оптоволоконный кабель доводится непосредственно до квартиры пользователя. Только на базе GPON можно предоставлять доступ в интернет на скорости до 1 Гбит/с в пакете с любым количеством дополнительных сервисов, утверждает Мартьянова, и такая стратегия продвижения уже оправдала себя в Москве.
В Москве в 2016 г. суммарные капитальные затраты МГТС и МТС составили 15 млрд руб., рассказывали их представители. В 2017 г. они останутся на том же уровне, обещал ранее директор МТС в Москве Игорь Егоров. 70% этих инвестиций будет сделано в Подмосковье, говорил он.
По данным «ТМТ консалтинга», к концу 2016 г. в Подмосковье насчитывалось чуть более 1,9 млн подписчиков ШПД (за год их число выросло на 3,5%). Этой услугой пользовалось 67% домохозяйств региона, годом ранее их было 64%. В Москве этот показатель составляет 94%, за год абонентская база ШПД выросла на 1%.
С одной стороны, в Подмосковье есть пространство для роста, в частности в новостройках, отмечает аналитик «ТМТ консалтинга» Ирина Якименко. Но конкуренция в регионе усиливается: помимо «Ростелекома», занимающего 20% подмосковного рынка, в крупных городах есть сильные местные игроки, при этом в каждом подмосковном подъезде есть по крайней мере один провайдер, утверждает она.
У МГТС нет ни сетей, ни инфраструктуры для их строительства, ни лояльной абонентской базы в Подмосковье – все это придется создавать с нуля, уверен гендиректор «Искрателекома» Алхас Мирзабеков. Подключение каждого GPON-абонента в таких условиях может обойтись в 15 000–20 000 руб., а бюджет всего проекта может оказаться как минимум в 2 раза выше 1,2 млрд руб., оценивает он. По его мнению, в итоге МГТС скорее всего удастся подключить несколько десятков тысяч домохозяйств. Ведь в Москве значительная доля пользователей GPON МГТС – это ее старые абоненты, а в Московской области у оператора их нет, объясняет он.
Доля «Ростелекома» в Подмосковье выросла в 2016 г. год к году на 4,5 п. п. до 19,2%, уточняет представитель компании Олег Тарасов. «Ростелеком» полностью модернизировал сеть в регионе и предоставляет высокоскоростной доступ по всей Московской области по технологии FTTB (оптика прокладывается до многоквартирного дома, квартиры подключаются по медным кабелям), говорит он. По его словам, в ряде населенных пунктов появилась GPON. 300 000 домохозяйств, о которых говорит МГТС, – это 15% домохозяйств в области, отмечает Тарасов. Конечно, выход такой крупной компании добавит конкуренции на рынке, но существенных изменений не внесет, полагает он.
«Вымпелком» предоставляет ШПД более чем в 100 крупных городах и населенных пунктах Подмосковья, говорит представитель «Вымпелкома» Анна Айбашева. «Вымпелком» строил сети в Подмосковье в 2016 г. и продолжит в этом году, обещает она.