Tele2 строит федерацию
Трансформацию региональной структуры и сокращение персонала на 10% готовит «Т2 РТК холдинг» (бренд Теlе2), рассказали «Ведомостям» сотрудник оператора и собеседник, знакомый с менеджментом компании. Цель изменений – сократить затраты и повысить общую эффективность бизнеса, говорят они.
Tele2 разрабатывает проект новой организационной структуры с октября 2016 г., подтвердил представитель оператора Константин Прокшин. От распределенной региональной структуры перейдут к федерализованной модели – с централизацией функций в головном офисе и макрорегионах. Бюджетирование, аналитика и финансовый контроль останутся только в макрорегионах, а в регионах – исполнительные функции и локальные операции: работа с дилерами и выезды на объекты, объясняет Прокшин. Завершить переход оператор планирует до конца 2017 г.
Основная цель Теlе2 – увеличить эффективность управления издержками и ускорить процесс принятия решений и запуска продуктов, продолжает Прокшин. Какое сокращение персонала подразумевает реформа, он говорить не стал.
У Tele2 нет цели сократить персонал или оптимизировать его численность, подчеркивает Прокшин, нет у проекта и конкретных целевых показателей по экономии. О сокращении персонала ради сокращения речь не идет, объясняет собеседник в руководстве оператора.
Штатное расписание
В Tele2 работает 7200 человек, включая сотрудников московского офиса, – меньше, чем у остальных операторов большой четверки. Больше всего сотрудников у МТС – 35 000. У «Мегафона» – 30 000, у «Вымпелкома» – 24 000.
До сих пор Tele2 оставалась убыточной, следует из отчетности «Ростелекома» (владеет 45% Tele2). В III квартале сотовый оператор принес госкомпании 1,3 млрд руб. убытка. Это последствия масштабной стройки Tele2: оператор вышел на московский рынок и строил сети третьего и четвертого поколения связи в регионах, объясняли топ-менеджеры «Ростелекома». В 2015 г. свободный денежный поток стал отрицательным и составил минус 19,1 млрд руб.
Начиная с III квартала 2016 г. Tele2 перестала публиковать отчетность. Между тем рентабельность по EBITDA у Tele2 снизилась во II квартале на 14,5 процентного пункта по сравнению с II кварталом 2015 г. и составила 16,5%, а сам показатель EBITDA – на 43,4% и составил 4,3 млрд руб.
Одной из новых целей оператора станет возврат инвестиций акционерам, обещал в январе гендиректор Tele2 Сергей Эмдин. Время, когда компания выйдет на положительный свободный денежный поток, не за горами, уверял Эмдин, но конкретных планов не раскрывал.
Скорее всего, трансформация организационной структуры позволит Tele2 в ближайшие два года удержать часть административных расходов от значительного роста, говорит аналитик «Финама» Тимур Нигматуллин. При прочих равных это поддержит рентабельность на фактически стагнирующем рынке, считает он. Качество же услуг из-за сокращения штата сильно не упадет, поскольку экспансия в Москву и развитие дата-сервисов дает возможность использовать альтернативные методы взаимодействия с клиентами: общение в чате, развитие мобильных приложений с расширенным функционалом, перечисляет Нигматуллин.
Реорганизовать структуру управления до Tele2 успели уже два оператора связи. «Вымпелком» в апреле 2015 г. объявил об укрупнении региональных подразделений (по географическому признаку) в европейской части России. В итоге сократилось число управленческих уровней, рутинная часть функционала штаб-квартиры и регионов была переведена в объединенный центр обслуживания, рассказывает представитель оператора Анна Айбашева. По ее словам, кроме сокращения управленческих затрат эта трансформация позволила оптимизировать существующие бизнес-процессы.
МТС в 2016 г. переформировала восемь своих макрофилиалов в четыре экономических кластера. Основная цель проведенной в МТС трансформации – не сокращение штата, а повышение эффективности управления, говорит представитель оператора. Общее число сокращений при реорганизации МТС не превысило 2% от численности компании, уверяет он.
«Мегафон» идет по пути повышения эффективности бизнеса, а не сокращения персонала, отмечает представитель оператора. В 2017 г. компания планирует цифровую трансформацию и сокращение неэффективных салонов монобрендовой сети. В другой оптимизации оператор пока не видит необходимости, заключает представитель «Мегафона».