Таджикистан вне зоны доступа
Налоговое бремя заставило сотовых операторов Таджикистана задуматься о целесообразности ведения бизнеса в этой республике, сообщает агентство Sputnik. Источник агентства рассказывает, что руководство «Такома» («дочка» Vimpelcom Ltd. в Таджикистане, работает под брендом «Билайн Таджикистан») подумывает о закрытии компании и уходе с рынка сотовой связи страны. По словам собеседника агентства, увеличение налоговых выплат привело к стабильному превышению расходов над доходами.
Собеседники «Ведомостей», близкие к оператору, рассказывают, что судьба таджикского актива еще не определена, но Vimpelcom, как и другие компании, работающие на территории Таджикистана, действительно столкнулся с серьезной угрозой бизнесу и рассматривает различные варианты развития событий.
В конце января председатель налогового комитета при правительстве РТ Нусратулло Давлатзода заявил на пресс-конференции, что в ходе плановых налоговых проверок в 2016 г. Таджикистан выявил факты сокрытия платежей на крупные суммы в нескольких компаниях. «Дочки» скандинавской Telia Company – Tcell и российского «Мегафона» – МЛТ, по словам Нусратулло, задолжали Таджикистану по 155 млн сомони (около $19,5 млн) каждая, а «дочка» Vimpelcom – 151,3 млн сомони ($18,9 млн).
Проблемная Азия
Среднеазиатские республики часто приносят работающим там иностранным операторам проблемы. Так, в декабре 2010 г. Туркмения не продлила «дочке» МТС лицензии, компания вернулась на рынок только через полтора года. Проблемы «дочки» МТС в Узбекистане, начавшиеся летом 2012 г., привели к уголовным делам, отзыву лицензии, налоговым претензиям и закрытию бизнеса. Компания вернулась на этот рынок только в декабре 2014 г., но уже в 2016 г. вновь ушла с него. Наконец, в 2016 г. расследование регуляторов США и Нидерландов по делу о коррупции в Узбекистане против Vimpelcom Ltd., МТС и Telia привело к крупным штрафам. Vimpelcom Ltd. заплатил $795 млн, а Telia объявила, что может заплатить штраф в $1,4 млрд. Итоги расследования против МТС пока не известны.
Налоговые начисления «дочке» Vimpelcom Ltd. в Таджикистане представитель холдинга называет полностью незаконными с точки зрения международного права. По его словам, Vimpelcom рассматривает возможность оспорить эти претензии в одном из международных судов, в каком именно, пока не решено. Судьбу актива он комментировать не стал.
Telia Company, когда стало известно о налоговых претензиях, сообщила, что считает требования к Tcell незаконными и намерена это обжаловать. В своем сообщении Telia отметила, что налоговые претензии, возникшие по результатам деятельности компании за несколько месяцев, превысили годовую EBITDA Tcell за 2015 г. В сентябре 2016 г. Telia Company анонсировала продажу 60% предприятия, которое контролирует Tcell, второму акционеру – Фонду экономического развития Ага Хана. Сделка должна была быть завершена в прошлом году, но власти до сих пор ее не одобрили.
«Таком» заявлял, что за 2016 г. компания выплатила налогов на общую сумму около $73 млн, при этом заработав общую прибыль на сумму $68 млн, говорится в сообщении агентства Sputnik. Человек, близкий к «Такому», сказал, что сумма начисленных налоговых претензий сопоставима со всей выручкой оператора.
Один из партнеров Vimpelcom и «Мегафона» рассказывает, что они искали совместный выход из сложившейся ситуации. В частности, операторы рассматривали возможность объединения своих бизнесов в совместное предприятие, передав долю таджикскому правительству, но отказались от этого варианта, знает он.
Партнер также рассказывает, что операторы обращались с письмами к российским чиновникам – с просьбой посодействовать в разрешении вопроса. Среди адресатов таких писем он называет министра связи Николая Никифорова. Человек, близкий к одному из операторов, рассказывает, что операторы направляли также письмо в адрес вице-премьера Игоря Шувалова.
Весной прошлого года Никифоров посещал Таджикистан. Во время этой поездки обсуждался в том числе и вопрос налоговых выплат российскими операторами, но тогда конкретных претензий высказано не было, говорит федеральный чиновник.
Представители Минкомсвязи и «Мегафона» отказались от комментариев. Представители Шувалова и Telia не ответили на вопросы «Ведомостей».