«Евросеть» для двоих
На встрече с инвесторами и аналитиками в пятницу топ-менеджмент «Мегафона» подтвердил намерение разделить «Евросеть» на две части, вопрос решится уже в мае 2017 г. Об этом рассказали «Ведомостям» участники встречи. Компания рассчитывает, что ей достанется чуть больше 2000 салонов. Судьба бренда пока не определена, рассказывают собеседники «Ведомостей». О том, что «Мегафон» подтвердил свое намерение разделить «Евросеть», сообщили в отчетах по итогам встречи аналитики БКС и «ВТБ капитала».
«Евросеть» на паритетной основе принадлежит «Мегафону» и «Вымпелкому». О том, что они думают разделить «Евросеть», собеседники «Ведомостей» говорили еще в прошлом году. Операторы считают более эффективной монобрендовую розницу, условно независимая сеть потеряла смысл, объяснял тогда один из них. По мнению другого, бизнес «Евросети» вошел в противоречие с задачами операторов: основной заработок «Евросети» дают телефоны, задача операторов – контракты с абонентами.
Бренд «Евросети» хотел бы оставить себе «Мегафон», знает человек, близкий к партнеру «Вымпелкома». Для этого ему нужно будет взять на себя весь долг компании, говорил знакомый топ-менеджеров акционеров «Евросети». А «Мегафон» уже и так заплатил за половину «Евросети» гораздо больше, чем она стоит сейчас, и брать на себя новые обязательства оператор, точнее его владелец, не желает, объяснял он.
Башни зависли
На встрече с аналитиками «Мегафон» также сообщил, что продолжает рассматривать вопрос продажи своей башенной компании, но это произойдет не раньше в 2019 г., сообщают аналитики, присутствовавшие на встрече. Компания также думает о консолидации башенной инфраструктуры конкурентов.
Участник пятничной встречи говорит, что «Мегафон» также подтвердил свое желание сократить количество салонов. Летом прошлого года на встрече с аналитиками «Мегафон» заявил, что в течение 3–5 лет планирует сократить свою розничную сеть на 25–40% до 2500–3000 салонов с нынешних 4000. В ноябре аналитики «Мегафона» подсчитали, что совокупно на содержание розницы и новые подключения большая четверка российских операторов тратит более 60 млрд руб. в год и эти затраты не компенсируются денежным потоком от новых подключенных абонентов. В открытие одного монобрендового салона оператор должен проинвестировать в среднем от 1 млн до 1,5 млн руб. (без НДС). При этом большая часть капитальных затрат в ритейле является невозвратной инвестицией. По оценке «Мегафона», у операторов связи и крупных ритейлеров в России более 23 000 розничных точек продаж, это количество избыточно и составляет примерно по 1610 салонов на 100 000 жителей. О том, что операторам необходимо начать сокращать розничные сети, заявлял также президент МТС Андрей Дубовсков.
Результаты «Евросети» страдали от ценовой войны на рынке сотового ритейла, начавшейся после того, как МТС стала продавать в своей розничной сети устройства Samsung по цене, близкой к себестоимости. После этого «Евросеть» вместе со своими акционерами и «Связным» отказалась от продажи устройств Samsung, мотивируя это большим уровнем брака. В итоге выручка головной компании сети «Евросеть-ритейл» в 2015 г. по сравнению с предыдущим годом упала на 20,7%, следует из информации «СПАРК-Интерфакса». До конфликта устройства Samsung приносили ритейлеру до 54% доходов от продажи телефонов и смартфонов, объяснял ранее его представитель. При этом у «Евросеть-ритейла» на конец 2015 г. был отрицательный чистый долг: его общий финансовый долг составил чуть больше 10 млрд руб., а на счетах компании при этом находилось более 12 млрд руб. Человек, близкий к «Евросети», рассказывает, что сейчас чистый долг компании близок к нулю. По его словам, никаких финансовых проблем компания не испытывает и вопрос разделения ритейлера лежит не в этой плоскости.
У «Мегафона» сейчас нет никаких договоренностей с «Вымпелкомом» о разделе «Евросети», говорит представитель «Мегафона» Юлия Дорохина.
Представитель «Вымпелкома» отказался от комментариев.