Экспедиция разобралась в деталях
В крупнейшем в России интернет-магазине автозапчастей Exist.ru закончился акционерный конфликт. Теперь у него появится новый акционер – один из крупнейших в России грузоперевозчиков «Желдорэкспедиция», рассказали «Ведомостям» участники сделки.
Год назад Exist.ru замыкал пятерку лидеров онлайн-торговли России, по данным рейтинга E-commerce Index Top-100, составленного аналитиками Data Insight и Ruward (см. также график). Но последний год его собственники прожили в состоянии конфликта.
Управляющий директор А1 Андрей Тясто, и представитель миноритариев Exist.ru Валерия Чикина, Юрия Полякова и Юрия Буковникова говорят, что им не удалось договориться с владельцем 50% «А+А эксист инфо» Владиславом Доморацким о развитии бизнеса. «А+А эксист инфо» владеет доменом Exist.ru, торговым знаком и программным обеспечением и оказывает информационные услуги «Эксист-М», торговой компании, которую контролирует Доморацкий и другие физические лица.
«Сотрудничество с «Эксист-М» развивалось не на понятных и прозрачных рыночных условиях, а на эксклюзивных, выгодных только Доморацкому, – утверждает Тясто. – Миноритариям было важно либо иметь капитализацию всего бизнеса [и логистического, и онлайн-площадки], либо выйти из него».
Как сообщал «Коммерсантъ», Чикин, Поляков и Буковников решили продать 50% ООО «А+А эксист инфо» Доморацкому за $25 млн в апреле 2016 г. Решения, которое устроило бы всех, не нашлось, и летом 2016 г. миноритарии обратились к А1 – она специализируется на сложных ситуациях, говорит Тясто.
Доморацкий предлагал $10 млн в рассрочку на пять лет, по данным «Коммерсанта»; цену в $25 млн он счел завышенной, а затем предложил им свою долю за 640 млн руб.
Партнеры приняли эту оферту, рассказал «Ведомостям» Тясто и подтвердил представитель Доморацкого. «А+А эксист инфо» перешла к Буковникову, по данным ЕГРЮЛ на начало 2017 г.
Остальное, включая центральный склад и сеть офисов продаж, остается у Доморацкого и его партнеров, уверяет представитель Доморацкого. Оборот сайта Exist.ru в 2015 г. был около 27 млрд руб., говорит Тясто. По словам представителя Доморацкого, выручка «А+А эксист инфо» – 250 млн руб., «Эксист-М» – около 20 млрд руб.
Изменения в составе собственников не повлияли на работу «Эксист-М» с «А+А эксист инфо», коммерческое взаимодействие компаний продолжается в обычном режиме, заверил представитель Доморацкого.
Так как выход Доморацкого из бизнеса Exist.ru означал потерю логистической инфраструктуры, было решено найти партнера, который взял бы на себя функции логистики и консолидации заказов, продолжает Тясто. Таким партнером стала «Желдорэкспедиция»: по словам Тясто, сейчас она завершает покупку примерно 70%-ной доли в Exist.ru. Основатель «Желдорэкспедиции» Владимир Назаров подтвердил это «Ведомостям». Остальные 30%, по словам Тясто и Назарова, останутся у Чикина, Буковникова и Полякова.
По новому акционерному соглашению Чикин, Буковников и Поляков не смогут продавать доли в ближайшие полтора года, говорит Назаров, нужно закончить интеграцию двух компаний. «Вхождение «Желдорэкспедиции» в проект позволит укрепить позиции партнеров-франчайзи и даст им возможность развиваться в регионах», – подчеркивает Назаров. Назаров и Тясто отказались точно назвать цену доли в Exist.ru: больше, чем 640 млн руб., полученных Доморацким. А1 получила финансовое вознаграждение, сообщил Тясто.
«Желдорэкспедиция» почувствовала замедление в деловой активности малого и среднего бизнеса и промышленности, а на них приходится основная часть заказов; на растущем же рынке интернет-торговли оператор не был среди заметных игроков, объясняет Назаров интерес к новой сфере: «Сотрудничество с Exist.ru позволит в 2017 г. войти в тройку лидеров по числу обработанных интернет-заказов».
«Желдорэкспедиция» давно присматривалась к интернет-торговле запчастями, продолжает Назаров: в отличие от электроники невозможно заменить товар приблизительно похожим, а ассортимент очень широк. «С новыми логистическими возможностями Exist.ru сможет расширить ассортимент: добавить детали для грузовиков, запчасти для отечественных машин, сельхоз- и строительной техники. Увеличится географическое покрытие: мы хотим дойти до каждого населенного пункта, где более 10 000 человек», – планирует он.
Exist.ru может рассчитывать на сохранение оборотов, если интеграция с «Желдорэкспедицией» пройдет незаметно для потребителей, считает партнер Deloitte Егор Метелкин: «Потребителю неважно, какова логистика его заказа». Бизнес компании – это еще и контракты с поставщиками и, если не удастся перезаключить их, у компании могут возникнуть трудности, заключает он.