Стратегия переизбрания Владимира Путина начинает обсуждаться

Кремлю может потребоваться избрание большинством списочных избирателей
Стратегия переизбрания Владимира Путина еще не объявлена, но уже обсуждается
Стратегия переизбрания Владимира Путина еще не объявлена, но уже обсуждается / Максим Стулов / Ведомости

До выборов президента в марте 2018 г. остается чуть более года, но безоговорочный фаворит уже известен. Хотя сам Владимир Путин говорил о преждевременности любых решений, большинство экспертов убеждены, что Путин на четвертый срок пойдет. Политики пока осторожнее. Например, пресс-секретарь президента Дмитрий Песков признавался, что «как гражданин» хотел бы, чтобы Путин баллотировался на новый срок. А председатель Госдумы Вячеслав Володин говорил в конце декабря: «Я не просто рассчитываю, мне бы, конечно, так хотелось. Этого ждут люди».

По поводу вариантов кампании со стороны политического блока Кремля во главе с замруководителя администрации президента Сергеем Кириенко определенности пока нет. Первоочередными стратегическими задачами для Кириенко являются обновление кадров управления внутренней политики (УВП) и ассоциированных с ним структур, ротация экспертного сообщества и восстановление статуса и престижа региональных кураторов в УВП и управления в целом, считает политолог Виталий Иванов. За работу с регионами отвечают начальник УВП Андрей Ярин и его заместитель Александр Харичев, курирующий региональные выборы. Главное для Кириенко – не оступиться на едином дне голосования в сентябре, считает политолог Константин Калачев: «Думаю, Харичев сосредоточится на этой задаче, а Кириенко – на стратегии и тактике кампании 2018 г.». Ситуация вроде проигрыша единоросса на выборах иркутского губернатора за год до думских выборов может привести к выводам не о региональных элитах, а об управляемости процессов из Москвы, подчеркивает эксперт.

Один из главных вопросов президентской кампании – явка избирателей, особенно после рекордно низкой активности на думских выборах (47,9%). По данным РБК, на обучающем семинаре для губернаторов в декабре в Москве Кириенко озвучил «задачу 70/70»: обеспечить 70% явки и 70% голосов за Путина. Бизнесмен из «золотой сотни» российского Forbes подтверждает: задача стоит в получении большинства от общего числа избирателей. В Кремле эти цифры не прокомментировали.

Чтобы повысить явку, необходим убедительный сценарий, говорит политолог Аббас Галлямов: «Чтобы была и интрига, и убедительная победа Путина». Именно с целью повышения явки в Кремле прокручивают все варианты, считает Галлямов: «Думаю, от самого консервативного – Путин, Зюганов, Жириновский – до самого радикального: с Алексеем Навальным, [экс-сопредседателем «РПР-Парнаса» Владимиром] Рыжковым и [председателем «Яблока» Эмилией] Слабуновой». Не исключает эксперт и появления кандидатов от бизнеса, как это было в 2012 г. с выдвижением Михаила Прохорова.

Сложная задача

Свыше половины от общего числа избирателей Владимиру Путину не удалось набрать ни разу, но ближе всего к этому он был на выборах 2004 г., набрав почти 46%.

Всех претендентов рассматривают с точки зрения их способности к мобилизации – выдвигать нужно тех, кто может привлечь людей на участки, считает Калачев: «Нужно дать легитимность не президенту (в его лидерстве нет сомнений), а самой политической системе». Он полагает, что одним из кандидатов может быть основатель «Яблока» Григорий Явлинский – ему мешать не будут, а вот Навальный в сценарий Кремля не вписывается. «Не надо создавать негативную повестку, своей чернухой он приведет меньшинство, но своей кампанией демобилизует желание условной «болотной» прийти на участки», – говорит Калачев. Явку в 70% он считает нереальной и ненужной, выше 50% – уже «нормальный результат».

В перспективе ближайшего года при любом сценарии ключевая задача – удержание рейтинга президента на текущих значениях, говорит бывший федеральный чиновник. По его мнению, потенциальное снижение цен на нефть грозит возвращением «партии холодильника», и именно этот фактор может повлиять и на явку, и на результат – а не выбор между «референдумным» и условно конкурентным сценарием, хотя первый в этих условиях безопаснее. В Кремле держат в уме и такой сценарий, поэтому в задачи УВП входит недопущение роста протестных настроений, уверен Галлямов. Это непросто, поскольку экономика ухудшается и «заливать проблемы финансовым дождем», как раньше, не получится. Стратегия, которая в итоге будет выбрана, сейчас не презентована, в том числе и по характеру выдвижения Путина. Возможно, это связано с тем, что решено провести короткую, стремительную кампанию с октября 2017 по март 2018 г., предполагает близкий к Кремлю собеседник: «Уровень мобилизации может быть достигнут очень быстро, так как уровень поддержки высок, а угроз со стороны конкурентов сейчас не видно».