Стратегия переизбрания Владимира Путина начинает обсуждаться
Кремлю может потребоваться избрание большинством списочных избирателейДо выборов президента в марте 2018 г. остается чуть более года, но безоговорочный фаворит уже известен. Хотя сам Владимир Путин говорил о преждевременности любых решений, большинство экспертов убеждены, что Путин на четвертый срок пойдет. Политики пока осторожнее. Например, пресс-секретарь президента Дмитрий Песков признавался, что «как гражданин» хотел бы, чтобы Путин баллотировался на новый срок. А председатель Госдумы Вячеслав Володин говорил в конце декабря: «Я не просто рассчитываю, мне бы, конечно, так хотелось. Этого ждут люди».
По поводу вариантов кампании со стороны политического блока Кремля во главе с замруководителя администрации президента Сергеем Кириенко определенности пока нет. Первоочередными стратегическими задачами для Кириенко являются обновление кадров управления внутренней политики (УВП) и ассоциированных с ним структур, ротация экспертного сообщества и восстановление статуса и престижа региональных кураторов в УВП и управления в целом, считает политолог Виталий Иванов. За работу с регионами отвечают начальник УВП Андрей Ярин и его заместитель Александр Харичев, курирующий региональные выборы. Главное для Кириенко – не оступиться на едином дне голосования в сентябре, считает политолог Константин Калачев: «Думаю, Харичев сосредоточится на этой задаче, а Кириенко – на стратегии и тактике кампании 2018 г.». Ситуация вроде проигрыша единоросса на выборах иркутского губернатора за год до думских выборов может привести к выводам не о региональных элитах, а об управляемости процессов из Москвы, подчеркивает эксперт.
Один из главных вопросов президентской кампании – явка избирателей, особенно после рекордно низкой активности на думских выборах (47,9%). По данным РБК, на обучающем семинаре для губернаторов в декабре в Москве Кириенко озвучил «задачу 70/70»: обеспечить 70% явки и 70% голосов за Путина. Бизнесмен из «золотой сотни» российского Forbes подтверждает: задача стоит в получении большинства от общего числа избирателей. В Кремле эти цифры не прокомментировали.
Чтобы повысить явку, необходим убедительный сценарий, говорит политолог Аббас Галлямов: «Чтобы была и интрига, и убедительная победа Путина». Именно с целью повышения явки в Кремле прокручивают все варианты, считает Галлямов: «Думаю, от самого консервативного – Путин, Зюганов, Жириновский – до самого радикального: с Алексеем Навальным, [экс-сопредседателем «РПР-Парнаса» Владимиром] Рыжковым и [председателем «Яблока» Эмилией] Слабуновой». Не исключает эксперт и появления кандидатов от бизнеса, как это было в 2012 г. с выдвижением Михаила Прохорова.
Сложная задача
Свыше половины от общего числа избирателей Владимиру Путину не удалось набрать ни разу, но ближе всего к этому он был на выборах 2004 г., набрав почти 46%.
Всех претендентов рассматривают с точки зрения их способности к мобилизации – выдвигать нужно тех, кто может привлечь людей на участки, считает Калачев: «Нужно дать легитимность не президенту (в его лидерстве нет сомнений), а самой политической системе». Он полагает, что одним из кандидатов может быть основатель «Яблока» Григорий Явлинский – ему мешать не будут, а вот Навальный в сценарий Кремля не вписывается. «Не надо создавать негативную повестку, своей чернухой он приведет меньшинство, но своей кампанией демобилизует желание условной «болотной» прийти на участки», – говорит Калачев. Явку в 70% он считает нереальной и ненужной, выше 50% – уже «нормальный результат».
В перспективе ближайшего года при любом сценарии ключевая задача – удержание рейтинга президента на текущих значениях, говорит бывший федеральный чиновник. По его мнению, потенциальное снижение цен на нефть грозит возвращением «партии холодильника», и именно этот фактор может повлиять и на явку, и на результат – а не выбор между «референдумным» и условно конкурентным сценарием, хотя первый в этих условиях безопаснее. В Кремле держат в уме и такой сценарий, поэтому в задачи УВП входит недопущение роста протестных настроений, уверен Галлямов. Это непросто, поскольку экономика ухудшается и «заливать проблемы финансовым дождем», как раньше, не получится. Стратегия, которая в итоге будет выбрана, сейчас не презентована, в том числе и по характеру выдвижения Путина. Возможно, это связано с тем, что решено провести короткую, стремительную кампанию с октября 2017 по март 2018 г., предполагает близкий к Кремлю собеседник: «Уровень мобилизации может быть достигнут очень быстро, так как уровень поддержки высок, а угроз со стороны конкурентов сейчас не видно».