Торговая рокировка
Выручка X5 Retail Group за 2016 г. выросла на 27,5% до 1,026 трлн руб., сообщил ритейлер, управляющий сетями «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель». Это максимальный рост продаж для компании с 2011 г., следует из ее сообщения.
Ранее о результатах 2016 г. отчитался главный конкурент X5 – краснодарская сеть «Магнит». С учетом магазинов косметики его продажи по-прежнему выше – 1,07 трлн руб. Но без них продажи «Магнита» составили 1 трлн руб., или на 26 млрд руб. меньше, чем у конкурента.
С точки зрения финансов или отношений с поставщиками это несущественный отрыв, но он важен психологически, отмечают аналитики «ВТБ капитала»: X5 утратила лидерство в 2013 г., а в 2014 г. оборот «Магнита» на 20% превышал показатели конкурента. Важно, что Х5 удалось вернуть лидерство, самостоятельно наращивая сеть, добавляют аналитики «ВТБ капитала»: «Мы верим, что в 2017 г. Х5 закрепит 1-е место среди продовольственных ритейлеров в России».
Именно лидерство по доле на розничном рынке торговли продовольственными товарами заложено в программу долгосрочного стимулирования топ-менеджмента X5, утвержденную в 2015 г., рассказывает человек, знающий детали программы. За возвращение лидерства по доле рынка до конца 2019 г. руководители X5 могут получить до 12% EBITDA, полученной в год достижения цели, говорилось в отчете X5 за 2015 г.
Программа вознаграждения состоит их двух частей, сказано в отчете. По первой выплаты уже произошли по итогам 2015 г. – за итоги трехлетней трансформации бизнеса. Выплаты вознаграждений сотрудникам X5 за 2015 г. согласно ее отчету составили 3,73 млрд руб. Из них на поощрения по первому этапу долгосрочной программы ушло около 3,3 млрд руб.; кроме того, была предусмотрена отложенная выплата 1,5 млрд руб., уточняет собеседник «Ведомостей». Отложенная часть будет выплачена в 2017 г., так как ее условия были выполнены в 2016 г., продолжает он.
Для второй стадии программы поощрения менеджмента X5 ритейлеру надо не только достичь лидерства, но и удерживать его, продолжает источник «Ведомостей». В таком случае выплаты по второму этапу могут прийтись на 2018–2019 гг. Так, если X5 и в 2017 г. сохранит 1-е место по доле рынка торговли продовольственными товарами, топ-менеджмент сети получит в общей сложности 12% EBITDA, рассчитанной за 2017 г., минус уже выплаченные 4,8 млрд руб., объясняет собеседник «Ведомостей».
Представитель X5 подтвердил эти расчеты.
Консенсус-прогноз Bloomberg по EBITDA X5 в 2017 г. – 94,6 млрд руб., таким образом, сотрудники ритейлера могут получить 11,4 млрд руб. (с учетом уже выплаченных 3,3 млрд).
Пока рынок верит в то, что X5 удастся сохранить 1-е место в ближайшее время: согласно консенсус-прогнозу Bloomberg аналитики ждут выручки «Магнита» за 2017 г. в 1,25 млрд руб., а X5 – в 1,28 млрд руб.
Помимо «Магнита» конец прошлого года оказался слабым и для продаж другого крупного российского ритейлера – группы «Дикси». Выручка ее «магазинов у дома» в декабре упала на 2,4% год к году, сократив продажи всей группы на 0,6% до 27,8 млрд руб.: первое такое падение среди всех российских публичных розничных сетей.
Выручка X5 к концу года также немного замедлила рост, но его темпы остаются намного выше, чем у конкурентов. За IV квартал 2016 г. выручка X5 выросла на 27,5% до 291,3 млрд руб., а оборот сопоставимых магазинов – на 7,5%. Основное по доле продаж подразделение, «Пятерочка», нарастило их на 31,2% до 167,2 млрд руб. за октябрь – декабрь. Но если в октябре выручка «магазинов у дома» росла на 33%, то затем темпы немного замедлились: до 31,5% в ноябре, а в декабре – до 29,6%.
«Замедление на несколько процентных пунктов отражает замедление рынка: на фоне укрепления рубля и низкой инфляции потребители в первой половине декабря были очень осторожны в расходах, причем резкое повышение промоактивности «Магнитом» спровоцировало небольшую ценовую войну между сетями, а к концу декабря начало сказываться то, что часть потребителей уехала в отпуск за границу», – отмечает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. В этих условиях обновленный формат «Пятерочки» продолжил усиливать позиции и потребители все чаще оценивают остальные «магазины у дома» уже в сравнении с заданным этой сетью стандартом, говорит он. «Магнит» также начал обновлять «магазины у дома», напоминает Бурмистров, но пока отстает от «Пятерочки» по эффективности категорийного менеджмента и управления ценообразованием (особенно в рамках промоакций), а также по сбалансированности, широте и глубине ассортимента.
Представитель «Магнита» не ответил на вопросы «Ведомостей».