Телефонные абоненты стали телезрителями
За 2016 г. количество пользователей платного телевидения МГТС выросло почти на 29% до 450 000 подписчиков, следует из материалов «ТМТ консалтинга». За год МГТС подключила около 100 000 абонентов, тогда как чистый прирост абонентской базы платного ТВ в Москве в целом составил только 92 000 – налицо переток к МГТС пользователей других операторов, считают аналитики ТМТ. Весь рынок платного ТВ в Москве вырос на 1,7% примерно до 5,6 млн подписчиков, следует из отчета.
Доля МГТС на московском рынке платного ТВ за год выросла на 2 п. п. до 8%, сказано в материалах «ТМТ консалтинга». С этой оценкой согласен гендиректор Telecom Daily Денис Кусков. По его расчетам, абонентская база МГТС в 2016 г. год к году выросла на 22,5% до 490 000 подписчиков.
Кусков и аналитик «ТМТ консалтинга» Кирилл Татусь сходятся в том, что МГТС – единственный в Москве оператор платного ТВ, показавший заметный рост в 2016 г. Базы пользователей у ее конкурентов либо росли крайне незначительно, либо демонстрировали отток, отмечают они. Так, по данным «ТМТ консалтинга», у «Ростелекома» количество подключений к платному ТВ в Москве увеличилось за год менее чем на 0,5%.
Быстрый рост базы ТВ-абонентов МГТС связан с ростом охвата новой оптоволоконной сетью GPON московских квартир, считает Кусков. Несколько лет назад МГТС начала менять медные провода, по которым раньше предоставляла фиксированную телефонную связь своим абонентам, на оптоволоконную сеть GPON, позволяющую оказывать абонентам одновременно услуги как фиксированной телефонии, так и широкополосного доступа в интернет (ШПД) и цифрового телевидения. О завершении активной фазы строительства сети GPON, которое обошлось примерно в 60 млрд руб., МГТС объявила в 2016 г. По данным МГТС, на конец III квартала 2016 г. к GPON было подключено 1,6 млн абонентов. По данным компании, на конец 2015 г. у нее было 4,3 млн абонентов фиксированной телефонии.
Не только телефон
0,95 млн абонентов GPON пользовалось двумя и более услугами МГТС, например наряду с телефоном – ШПД-доступом или платным ТВ
Сейчас абоненты, пользующиеся ШПД МГТС, становятся ее телевизионными абонентами: по мере роста проникновения GPON растет и база телезрителей, отмечает Кусков. Тем, кто хочет подключить второй и третий телевизор в квартире к платному ТВ, сделать это с помощью МГТС несложно, если абонентское устройство GPON уже установлено в квартире, рассуждает Кусков. В целом рост спроса на телевизионные услуги МГТС в Москве напоминает ситуацию с ТВ от «Ростелекома» по всей России, считает он. «Ростелеком», также активно развивающий сети GPON, но только в регионах, по данным «ТМТ консалтинга», в 2016 г. впервые обеспечил более половины прироста абонентской базы платного ТВ в России и стал единственным среди крупных ТВ-провайдеров, кто подключил в прошлом году больше подписчиков, чем в 2015 г.
База телезрителей МГТС растет за счет подключений ТВ в пакете с ШПД, а также с мобильной связью, отмечает ее представитель Татьяна Мартьянова. По ее словам, в III квартале 2016 г. выручка МГТС от услуг ШПД выросла год к году на 30,6%, а от услуг платного ТВ – на 77,6%.
Часть абонентов, которые ранее переподключились к «Искрателекому» из сети МГТС, вернулись к прежнему оператору, рассказывает гендиректор «Искрателекома» Алхас Мирзабеков. Он констатирует, что GPON удобен с точки зрения получения услуг ШПД, ТВ и фиксированной телефонии из одной точки доступа и по единому счету. Спрос абонентов на услуги интернет-ТВ (IPTV) сейчас растет у всех операторов – пользователи меняют старые телевизоры на современные многофункциональные устройства и заинтересованы в разнообразном интересном контенте, говорит Мирзабеков. По его словам, IPTV увеличивает средний ежемесячный счет (ARPU) абонента примерно на 30%.
«Вымпелком» не раскрывает данные о количестве телезрителей в Москве и динамике их базы. В Москве самая высокая конкуренция на этом рынке – здесь очень много разномасштабных игроков, отмечает представитель «Вымпелкома» Анна Айбашева. По словам Айбашевой, преимущество «Вымпелкома» – в пакетных конвергентных предложениях, в которые наряду с ТВ включены проводной интернет и мобильная связь. Они дают возможность оплачивать услуги по единому счету и управлять ими через единый личный кабинет, говорит она.
Платным телевидением «Ростелекома» в Москве на конец сентября 2016 г. пользовалось чуть более 3,3 млн домохозяйств (на 1,2% больше, чем на 30 сентября 2015 г.), сказал представитель оператора Валерий Костарев. Исторически основная часть телезрителей «Ростелекома» в Москве – это абоненты аналогового кабельного ТВ (бывший «Мостелеком»). Отток в этом сегменте составляет 1–1,5% в год, но перекрывается приростом базы пользователей по цифровым технологиям ТВ, замечает он. На конец сентября 2016 г. к цифровому ТВ «Ростелекома» в Москве было подключено 401 000 домохозяйств (рост на 15% год к году), говорит Костарев.
В 2016 г. абонентская база «Триколор ТВ» в Москве выросла на 4,2%, сообщил его представитель. Абсолютные цифры он не раскрыл.