Налоговые привычки

Шувалов советует оставить налоговую систему «как есть» на следующий политический цикл, правда как эксперт, а не член правительства
Шувалов советует оставить налоговую систему «как есть» на следующий политический цикл, правда как эксперт, а не член правительства / А. Гордеев / Ведомости

Лучше всего было бы придерживаться действующих налоговых правил, считает первый вице-премьер Игорь Шувалов: «Инвесторам понятно, привыкли <...> все понимают, как работать на рынке». Изменение этих правил анонсировал в начале декабря президент Владимир Путин: предложения должны быть рассмотрены в 2017 г., приняты – в 2018 г., заработать – с 2019 г. и быть зафиксированы надолго. Но Шувалов советует оставить налоговую систему «как есть» на следующий политический цикл, правда как эксперт, а не член правительства.

Два других члена правительства выбор сделали. Налоговая система должна максимально покрывать весь бизнес, заявил министр финансов Антон Силуанов, нужно снизить высокую нагрузку на фонд оплаты труда и повысить на потребление. За такой маневр – снижение страховых взносов и повышение НДС – выступает и министр экономического развития Максим Орешкин.

Для обеления рынка труда и стимулирования экспорта Минфин еще в сентябре предлагал снизить основную ставку взносов с 30 до 29% в 2017 г. и до 26% к 2019 г., основную ставку НДС – повысить с 18 до 20%, а льготную – с 10 до 12%, а после 2019 г. увеличивать ее на 2 п. п. в год до 20%. Орешкин тогда работал в Минфине и был сторонником этой идеи. Но меру назвали плохо просчитанной, рассказывали чиновники.

Совершенно неочевидно, почему те, кто сейчас в тени, после снижения ставки начнут платить взносы, говорит федеральный чиновник. Влияние маневра на обеление экономики преувеличено, согласен эксперт, участвующий в обсуждении, но он улучшит общие условия для ведения бизнеса вбелую, будет проще конкурировать с серым сектором. Исходя из данных Росстата к «невидимым» работникам относится 16,2 млн человек, или почти 23% всех занятых в экономике: они не числятся работниками ни крупных и средних, ни малых и микропредприятий. Доля серых зарплат, включая смешанные доходы (статистика не может определить, чьи они – населения или компаний), в 2014 г. составила 27,4% трудовых доходов населения, или 10,2 трлн руб. С 2007 г. она сократилась почти на 1,5 п. п. По данным опроса РАНХиГС (проведен в мае 2016 г.), в теневом секторе на регулярной основе трудилось 20 млн человек, или 28,8% всех занятых.

Часть потерь внебюджетных фондов может быть компенсирована отказом от двухступенчатой шкалы (зарплаты свыше определенного размера облагаются взносами по ставке 15,1%), считает эксперт, участвующий в обсуждении, а нагрузку можно снизить за счет взноса на обязательное медстрахование (ставка 5,1%), который, по сути, является налогом. Рост НДС на 1 п. п. разгоняет инфляцию на 0,4–0,6 п. п., но эффект разовый, продолжает он. Это удар по потребителям, предупреждает Александра Суслина из Экономической экспертной группы. Цены выйдут на новый уровень, а рост доходов населения за ними не поспеет, констатирует чиновник социального блока: оплатят маневр люди. Косвенные налоги (НДС, акцизы) ведут к некоторому росту неравенства, указывал Всемирный банк.

Само обсуждение новых налоговых параметров беспокоит бизнес. На встречах в Давосе с российскими чиновниками иностранцы спрашивали, какие налоги будут меняться, говорит управляющий партнер EY по России Александр Ивлев: компании не хотят «значительных изменений, им нужны понятные и четкие правила игры» (цитата по ТАСС).