Игорю Шувалову хватит четверти

Интересы Игоря Шувалова (слева) и министра финансов Антона Силуанова в дискуссии о размере дивидендов совпадают не полностью
Интересы Игоря Шувалова (слева) и министра финансов Антона Силуанова в дискуссии о размере дивидендов совпадают не полностью / Рамиль Ситдиков / РИА Новости

Этим двум компаниям легко сопротивляться – у их инвестпрограмм политическая поддержка в Кремле, считает главный экономист БКС Владимир Тихомиров.

Первый вице-премьер Игорь Шувалов против бесспорного повышения дивидендов для всех госкомпаний до 50% от чистой прибыли (см. врез). С каждой нужно работать индивидуально, заявил он Bloomberg.

Минфин настаивал на этой норме без исключений и заложил 700 млрд руб. от дивидендов в бюджет. Но в начале января Шувалов заявил, что к проекту распоряжения правительства о дивидендах есть замечания, и документ был возвращен Минфину на доработку. Позиция Шувалова такова: минимальные дивиденды – 25% прибыли, говорил федеральный чиновник.

Жесткое правило

До 2016 г. госкомпании должны были отдавать на дивиденды 25% прибыли. В 2016 г. отчисления разово увеличились до 50% прибыли по МСФО или РСБУ (от той, которая больше), но было и дополнительное условие: учесть финансовое состояние и инвестиции. Крупнейшим плательщикам, «Газпрому» и «Транснефти», удалось добиться исключений.

Шувалов сообщил, что поддерживает позицию министра экономического развития Максима Орешкина – не нужно принимать решений, которые изобилуют исключениями. У многих госкомпаний есть доводы, почему они не могут платить 50%, – важные планы развития и инвестпрограммы, объяснил первый вице-премьер: нужно анализировать, какая из самых крупных компаний может заплатить больше, чем в прошлом году.

Отказ от нормы в 50% обойдется бюджету в 150–200 млрд руб. в год, предупреждал чиновник Минфина: министерство будет настаивать, что инвестировать нужно из заемных средств, а если проект не окупается, то он неэффективный. Представитель Минфина не ответил на запрос. Решение не принято, заверила пресс-секретарь председателя правительства Наталья Тимакова.

Прошлой осенью в Основных направлениях бюджетной политики (Орешкин тогда был замминистра финансов и основным разработчиком документа) Минфин называл пониженные дивиденды дивидендной субсидией. Инвестпрограммы должны финансироваться из других источников, говорил Орешкин в октябре: например, это могут быть заемные средства.

«Первый вице-премьер сослался на мое мнение в той части, что не надо принимать решения, которые не выполняются, – объяснил Орешкин «Ведомостям». – Надо отработать кейсы крупных компаний, оценить их финансовое состояние и потом только принимать общее решение». Сейчас ЦБ может начать покупать валюту, говорит министр, и динамика курса положительно отразится на денежном потоке компаний, в том числе «Газпрома». А на прибыли нефтяных компаний положительно скажется замораживание добычи – тем более что, когда добыча замораживается, агрессивные инвестиции делать не нужно, сказал он на прошлой неделе.

В 2016 г. «Газпром» отдал акционерам около 24% прибыли по МСФО. Исходя из его прогнозной прибыли, которую Fitch оценивает в 800 млрд руб., государство может получить напрямую от компании (дивиденды через «Роснефтегаз» оно получит в 2018 г.) до 172,3 млрд руб. при дивидендах в 50% прибыли по МСФО. Инвестпрограмма «Газпрома» из-за проектов «Северный поток – 2», «Турецкий поток» и «Сила Сибири» может вырасти до 1,55–1,6 трлн руб. в этом году, по прогнозам «Ренессанс капитала». Денежный поток «Газпрома» будет нулевой или отрицательный и ему, по прогнозам аналитиков, придется занимать: при дивидендах в 50% – 550–600 млрд руб. (не считая рефинансирования краткосрочного долга), прогнозирует аналитик «Ренессанс капитала» Ильдар Давлетшин. Чистый долг «Газпрома» останется низким и увеличится всего до 1,6 EBITDA.

«Транснефть» же (из-за формулировок закона об АО) в прошлом году отдала на дивиденды 100% прибыли по РСБУ, которая в разы меньше прибыли по МСФО, – бюджет недополучил 60 млрд руб.

«Инвесторы решением Шувалова разочарованы. «Это пока звучит скорее как игра в поддавки с менеджментом госкомпаний», – сетует директор Prosperity Capital Александр Бранис: решение только раздразнит корпоративных лоббистов. Принятие же распоряжения в редакции Минфина, напротив, подало бы компаниям четкий сигнал, чего ожидает государство, продолжает он: в других странах госкомпании на дивиденды направляют 50–70% прибыли. Никто серьезно не рассчитывал, что, например, «Газпром» отдаст на дивиденды 50% прибыли, спокоен Владимир Цупров из «ТКБ инвестмент партнерс»: идет торг.

Решение о дивидендах было прямо связано с резким падением цены на нефть, напоминает Тихомиров: «Как только цена на нефть подросла и появился излишек, который к тому же, как заявил министр финансов, решили не тратить, – все расслабились». Что лучше с точки зрения экономики – оставлять деньги госкомпаниям или изымать в бюджет, – философский вопрос, продолжает Тихомиров: «Есть точка зрения, что увеличение дивидендов повышает дисциплину и эффективность и заставляет компании снижать издержки, эта точка зрения побеждает в период низких цен на нефть. Но есть мнение, что лучше оставлять деньги компаниям, а не собирать их в бюджет».