Наследник Обамы
Дональд Трамп, критиковавший состояние экономики США во время президентской кампании, теперь говорит о ней совсем по-другому. В последние недели он связывал рост уверенности потребителей, их расходов и ралли на фондовом рынке в конце 2016 г. со своей победой на выборах. Но с этим не согласны сторонники президента Барака Обамы. Они заявляют, что семена нынешнего роста зарплат, полной занятости и восстановления рынка недвижимости были посеяны еще в 2009 г., во время финансового кризиса, и вместе с восстановлением экономики, более быстрым, чем в других развитых странах, это главное наследие Обамы.
Хотя экономика США сегодня в гораздо лучшем состоянии, чем при приходе Обамы в Белый дом, ее восстановление остается неоднозначным из-за социально опасных уровней неравенства и слабого роста производительности. Некоторые аналитики считают, что Трамп может разбазарить это наследие, если примет рискованные политические решения.
Если Обама в январе 2009 г. принял экономику, находившуюся в свободном падении, то Трамп наследует страну, у которой ВВП на душу населения на 4% выше докризисного пика и экономика восстанавливается быстрее, чем в Японии и еврозоне. С начала 1980-х гг. никто из президентов, за исключением Джорджа Буша-младшего, не приходил к власти при такой низкой безработице (4,7%). «Экономика была на грани второй Великой депрессии. Выход из этого состояния произошел не сам собой. Для этого было принято много политических и специальных решений», – говорил Джейсон Фурман, председатель комитета экономических советников при Обаме.
Но самое явное опровержение высокой оценки, которую ставит себе Белый дом, – результаты выборов. Если они хоть сколько-то отражают мнение населения об экономической политике партий, то победа Трампа символизирует недовольство многих американцев, указывает Стив Мур, главный экономист Heritage Foundation и советник Трампа во время президентской кампании.
С этим аргументом не согласны такие экономисты, как, например, Алан Крюгер, бывший председатель комитета экономических советников при Обаме, а ныне профессор Принстонского университета. Только когда отступил кризис, избиратели решились нарушить статус-кво, заявляет он. Но даже союзники Обамы не отрицают наличия уязвимых мест в экономике, в особенности неравенство. Согласно докладу Фурмана в США доходы 1% наиболее обеспеченных людей превышают доходы остальных сильнее, чем в других странах G7.
Обама оставляет Трампу сильную экономику «с небольшим числом рисков на горизонте в отличие от тех, что могут возникнуть из-за решений конгресса и администрации Трампа», утверждает Джозеф Ганьон, старший научный сотрудник Института международной экономики Питерсона.
Перевел Алексей Невельский